Ихсан - Совершенствование - Искренность - Тасаввуф

 

Ихсан вляется одним из трех столпов религии Ислам. Ихсан - это степень мушахада, это означает, что ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его, а если даже ты не видишь Его, то Он видит тебя». Всевышний сказал. «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. (Поэты, 217-219). Воистину, тот, кто упустит эту ступень, то его религия, без сомнения, неполноценна, так как он упустит один из столпов религии. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» (сура «Ясное знамение», аят 4). Хотя асхабы и табиины и не назывались суфиями, но на деле - они являлись ими.

От искренности зависит принятие и отвержение дел, она направляет либо к успеху, либо к краху. Она определяет путь в Рай или в Ад. Отсутствие искренности ведет в огонь, а ее наличие приводит к Раю. Аллах сказал: «Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли ИСКРЕННОСТЬ в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение» (сура «ан-Ниса'», аят 146, Тафсир Джалалайни, стр. 101). «Скажи, о, Мухаммад, мне было велено поклоняться Аллаху, искренне исповедуя религию» (сура «аз-Зумар», аят 5).

Путь совершенствования духовного мира каждого человека был указан пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и выражен в кораническом аяте: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (Коран, 33: 21).
Тасаввуф является логическим завершением духовных поисков мусульманина, иррациональным знанием и путем аскезы. Это учение совершенствует духовный мир человека, способствует выработки в нем возвышенных этических эстетических и моральных качеств. Путь духовной практики не позволяет религии закостенеть, лишиться духа, превратиться лишь в механическое исполнение обрядов и правовых положений.

Тасаввуф считается одной из исламских наук, однако всегда подчеркивается, что эта наука особая - иррациональная, ее невозможно постигнуть путем эмпирических опытов или логических доказательств. В связи с этим, положения тасаввуфа должны быть приняты на веру, постигаться душой и сердцем человека. По этой причине, путь (тарика) духовного совершенства человека лежит только через подчинение учителю (муршиду) и выполнение его указаний. Однако общие положения духовного воспитания личности должны восходить к практике пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его первых сподвижников. Тасаввуф, как и все остальные исламские дисциплины имеет своим источником - Коран и Сунну!

Период зухда (аскетизм). Этот период начался с периода пророчества пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и деятельности его первых сподвижников, которые занимались духовной практикой и аскетизмом (зухд), и продолжался при следующих поколениях - табиунах и таба ат-табиунах. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) указал пути духовного воспитания личности и общества на своем примере. Он вел аскетический образ жизни, проводил большую часть своего времени в молитвах и постах, был образцом наилучших моральных качеств.

Исключительное значение в возникновении и развитии мусульманского аскетизма сыграли люди, которых называли Асхаб ас-Суффа. Их было от 70 до 300 человек. Асхаб ас-Суффа состояла из беднейших представителей мухаджиров и ансаров. Они собирались в мединской мечети и проводили долгие часы в молитвах и постах, а также пристально наблюдали за всеми словами и поступками пророка Мухаммада (мир ему и благословение), учились духовной практике непосредственно у него. Пророк (мир ему и благословение) очень высоко ценил и уважал Асхаб ас-Суффу, среди которых были такие известнейшие его сподвижники, как Абу Хурайра, Салман аль-Фариси, Абу Зарр, Сухайб ар-Руми, Абу Муса аль-Ашари и др. Асхаб ас-Суффу считают основоположниками медресе.

Аскетическая практика первого поколения мусульман в дальнейшем была продолжена следующим поколением, которое принято называть табиунами. Среди них были такие известные праведники, как Хасан аль-Басри, Увейс Карани, Омар ибн Абд аль-Азиз. Во втором веке хиджры идеи аскетизма, преданного служения Богу и любви к Нему получили еще большее распространение. В этот период уже появился термин «тасаввуф», а также начала формироваться суфийская терминология. Среди известных аскетов того времени были Хашим ас-Суфи, Давуд ат-Таи, Рабиат аль-Адавия, Фудайл ибн Ийад, Шакик аль-Балхи.

Глава Культурно-Просветительского Центра Республики Абхазия "Золотая Середина" - «Аль-Васатыйа» и руководитель сайта "Ислам в Абхазии" - Хаджи Исмаил ас-Суфи (Еныкъ Руслан) мюрид шейха, авлия Кунта-Хаджи.