СВЕТ МУДРОСТИ В ИСЛАМЕ

Кротость - это плодоносный сад человеческого существа, гора, в которой таятся драгоценные камни людского естества. Кротость - это якорь корабля человечности в море событии, это гиря весов людской сущности, это дорогое одеяние нравственных людей, это драгоценный материал, идущий на эту одежду. Кротость предохраняет от буйных ветров враждебных злых страстей и от бури злословия лицемерных людей. Ею завоевывает человек уважение и почет, она внимание и благосклонность великих мужей ему дает. Насмешки и шутовство величие старших сводят на нет, непростительно проявлять легкомыслие людям зрелых лет.

Однако, согласно мнению мусороподобных людей легкого поведения и ветроподобных особ непостоянного нрава, люди, отличающиеся кротостью, обладают тяжелым характером и невыносимым нравом. Эти вышеуказанные люди, словно вихрь, пыль в воздух поднимают и благодаря этому легкому поведению сами себя величественными людьми считают. Они пытаются растоптать горные хребты, до неба взметают степную пыль. Они не стыдятся в каждый дом входить, наподобие огня все сжигать и палить. Хотя ветер и уносит лепестки тюльпана, но скалы он не шевельнет, огонь может вызвать пожар у подножия горы, но до солнца он не дойдет... Ветер не имеет веса, хотя и поднимается до небес, а гора, увязшая в земле, имеет вес. Для ветроподобных кроткий - это солома, которую можно сжигать, для гороподобных кроткий - это огненный рубин, которым можно шахский венец украшать.

Благородство означает тяжесть бедствий страдальца на себя брать и его от мук освобождать. Это значит - подставлять свое тело под шипы его мучений и расцветать от их уколов, словно роза. Об этом никому не говорить, рта не открывать, человеку, которому ты оказал благодеяние, об этом не напоминать, даже в лицо ему не смотреть.

Слова страдающих людей - это огонь, смягчающий каменные сердца и вызывающий слезы из очей жестокосердного. Дуновение людей, знающих истинные слова,- это ветер, который уносит мусор самолюбия и сметает пыль негодования.

Душа - это царь страны тела, если она здорова, и тело здорово, если она больна, больно и оно. Того, кто владеет душой своей, можно считать царем царей. От чистоты и нечистоты души зависят чистота или нечистота тела, так же как благоустроенность и не благоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь - душа государственного тела, душа - царь телесного государства.

Если захочешь дружить с кем-либо, внимательно проверь чистоту его нравов во время его гнева. Если они окажутся чисты, дружи с ним. А если нет, не делись с ним своими тайнами (т.е. не будь ему близким другом).

Дружба, которая строится на мирском, по малейшему поводу обращается во вражду. А дружбе ради Бога никакие мирские качества не могут повредить.

Человек в этом мире подобен всаднику, который в жару спешился и остановился в тени дерева. А через час он оставит это дерево и поедет дальше.

Благородный спешит к дружбе и не торопится к вражде. [Он] как серебряный кувшин, который быстр в изготовлении, но долговечен в употреблении. А низкий медлит дружить и торопится к вражде. [Он] как глиняный кувшин, который долог в изготовлении, но быстро разбивается.

Духовный рост до благородных степеней требует больших трудов. А спуск вниз со степени почтения происходит из-за малого усилия. Так же как для того, чтобы поднять на плечо тяжелый камень, надо хорошо потрудится, а чтобы уронить его, достаточно небольшого движения.

Человек должен каждое утро смотреться в зеркало. Если его облик покажется ему красивым, надо вести себя красиво, дабы внешность и поведение соответствовали друг другу. А если [облик] покажется плохим, не надо вести себя плохо, чтобы не совмещать в себе две плохие вещи [облик и поведение].

Загрязнение снаружи не портит внутреннюю чистоту. Это как лекарственные травы, которые не имеют ярких цветов и благовонных ароматов, но из-за их пользы и целебности нужны и на них имеется спрос. А внешние украшения не могут исправить сущность души. [Они] как ядовитые цветы, которые из-за великого их вреда отвергаемы, несмотря на всю их красоту и привлекательность.

Сердце, стремящееся к удовлетворению собственных страстей, скрыто от Создателя настолько, насколько увязло в этом стремлении. Сердца - это сосуды Всевышнего на земле. Из них Ему наиболее дороги те, которые являются наиболее чувствительными, чистыми и способными противостоять заблуждениям.

Те, кто преступает пределы Создателя, ищут благ этого мира. Однако если бы они вспомнили об Создателе и стали искать благ жизни вечной, они бы вместо этого предались размышлениям над Словами Всевышнего и над Его знамениями, которые можно найти повсюду. Тогда сердца вновь вернулись бы к их владельцам, обогащенные восхитительной мудростью и жемчужинами блага.

Когда сердце питается поминанием Всевышнего, его жажда утоляется размышлениями. Сердце при этом очищается от грязи и наполняется мудростью. Людьми знания и мудрости являются те, кто вдохнул новую жизнь в свои сердца, отказавшись от земных страстей. Что же касается того, ктo позволил страстям завладеть им, - слова мудрости исчезнут с его языка.

Тоска по Создателю и встреча с Ним подобны легкому бризу, обдувающему сердце и уносящему желания этого мира. Тот, кто хочет, чтобы его сердце было с его Господом, станет спокойным и безмятежным, а тот, кто предпочтет, чтобы оно осталось среди людей, будет жить в беспокойстве и тревоге. Это - потому, что любви к Создателю труднее войти в сердце, привязанное к этому миру, чем верблюду протиснуться сквозь игольное ушко.

Когда сердце становится больным, болеет и тело. Лекарство - в покаянии и в поисках защиты от зла. Сердце становится грязным подобно тому, как становится грязным зеркало. Способом его очистить является зикр. Сердце, подобно телу, может быть нагим. Его одеяние - это одеяние богобоязненности.

Сердце, подобно телу, может испытывать жажду и голод. Жажда и голод сердца утоляются посредством знания, любви, упования на Создателя, покаяния и искреннего служения Создателю Миров.

Доказательство существования Солнца — само Солнце. Если ты требуешь доказательств, не отворачивайся от Него.

Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

Момент, когда муж обидел жену и оставил ее одну, - это первый шаг навстречу шайтану.

Пример сердца - это пример почвы: если нет влаги, зерно не даст всходы, также и сердце без воздействия угасает.

Тот, кто хочет очистить свое сердце, должен отдавать предписаниям Творца предпочтение перед своими желаниями.