МИСТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С АЛЛАХОМ ВСЕВЫШНИМ

Шейх Ибн ‘Ата’ Аллах – да будет доволен им Аллах! – сказал:

1) Господи! Я беден в моем богатстве. И как же я не буду бедным в моей бедности?
Господи! Я невежда со своим знанием. И как же я не буду полным невеждой в своем невежестве?
(Земное богатство – призрачно, а истинным богатством является знание о Боге. Обычное человеческое «явное» знание («захир») носит ограниченный характер. «Вам же мало что дано знать» (Коран 17:85).)

2) Господи! От меня исходит то, что сравнимо с низостью и никчемностью, а от Тебя идет то, что достойно Твоей щедрости и великодушия!
Господи! Ты наделил себя качествами милости и жалости ко мне еще до появления моей немощи и слабости. И разве Ты лишишь меня своей милости и жалости после проявления мной слабости?

3) Господи! Если во мне проявятся хорошие качества и достоинства, то только по Твоей милости, и за Тобой право даровать их мне.
Если же во мне проявятся пороки и недостатки, то только в результате свершения Тобой справедливости, и право предъявлять доводы против меня – за Тобой!

4) Господи! Как Ты доверишь меня мне же самому, когда Ты взял на себя ответственность за меня? И как я могу совершить несправедливость, когда есть Ты – Помогающий мне?
И как я могу потерпеть неудачу и разочароваться, когда есть Ты – мой невидимый постоянный Спутник?
(«Для того, кто уповает на Бога, достаточно Его [как покровителя]. Воистину доводит Создатель до конца веление Свое. Предопределил Он меру вещи всякой» (Коран 65:3).)

5) Вот я молю Тебя своей нуждой к Тебе! И как я могу молить Тебя, прибегая к тому, что не дойдет до Тебя?
Или как я могу жаловаться Тебе на свое состояние-«халь», которое не может быть скрытым или неизвестным для тебя?
Или как я могу выражать свои помыслы для Тебя в своей речи, если они идут от Тебя и для Тебя?
Или как могут не оправдаться мои надежды, если они всегда достигают Тебя?
Или как же не будут мои состояния-«ахвал» искренними и праведными, если они осуществлялись с Тобой и завершались в Тебе?
(«Будешь ли ты говорить громко или тихо, все равно знает Он и тайное, и сокровенное» (Коран 20:7). «Неужели не ведает Творец обо всем этом, ведь всепроницательный Он, обо всем сведущий?» (Коран 67:14).)

6) Господи! Как добр Ты ко мне, несмотря на мое страшное невежество, и как милосерден Ты ко мне, несмотря на скверность моих поступков!
Господи! Как близок Ты ко мне!
Как далек я от Тебя!
Как жалостлив и сострадателен Ты ко мне!
Так что же скрывает Тебя от меня?

7)
Господи! Благодаря разнообразию созданных Тобой вещей и изменению их состояний я уже понял, что Ты желаешь познакомить меня с Собой во всем [в мире], чтобы я не мог не узнать Тебя во всем.


8) Господи! Всякий раз, когда моя низость заставляет меня замолчать, Твое великодушие возвращает мне дар речи.
И всякий раз, когда качества моей души приводят меня в отчаяние, Твоя милость дает мне надежду.

9) Господи! Твоя всепроникающая власть и Твоя всеподчиняющая воля не позволяют обладателю красивого слога сохранить свое красноречие, а обладающему [мистическим] состоянием «халь» – сохранить этот «халь».
(«Воистину творит Он то, что пожелает» (Коран 22:14).)

10) Господи! Ты знаешь, что если даже моя покорность перестанет проявляться в решительных поступках, она продолжится как любовь [к Тебе] и твердое намерение [идти по Пути].

11) Господи! Мое колебание среди созданий отдаляет меня от Святого места.
И потому приблизь меня к Себе, даровав мне службу, которая доставила бы меня к Тебе!

12) Господи! Как может кто-нибудь, ища доказательства Твоего существования, приводить как довод то, что зависимо от Тебя в своем существовании?
Разве существует нечто, чем бы Ты не владел, и чтобы это нечто стало даже являть себя Тебе?
Когда Ты отсутствовал, чтобы нуждаться в доводе, удостоверяющем Тебя?
И когда Ты так удалялся, чтобы создания приводили к Тебе?

13) Господи! Ослепли очи, потому что они не видели Тебя, наблюдающего за нами. И сорвались все сделки раба, которому Ты не уделил долю из Своей любви.

14) Господи! Ты повелел мне вернуться к созданиям. Так верни меня к ним в одеянии из Твоего света и с даром сокровенного проникновения для того, чтобы я вернулся от них [от созданий] таким, каким я пришел к Тебе от них: оберегаемый моей сокровенной тайной, без оглядки на творения и с волей, столь высокой, чтобы полагаться на них! «Ибо надо всем сущим Ты властен» (Коран 66:8).

15) Господи! Вот она, моя смиренность, – перед Тобой, и вот оно, мое состояние –«халь», не скрытое от Тебя.
Тебя молю я допустить меня к Тебе и к Тебе прибегаю в поиске Тебя, а не к другому!
Наставь меня на верный путь Твоим светом и сподобь меня предстать перед Тобой со всей искренностью раба!

16) Господи! Научи меня Твоим хранимым сокровенным знанием и защити меня оберегаемой тайной Твоего Имени!

17) Господи! Укрепи меня сокровенными истинами тех, кто уже находится в присутствии у Тебя и наставь меня на путь обладающих «джазб» [безудержным влечением к Богу]!

18) Господи! Избавь меня Твоим помыслом от моих замыслов, Твоей волей – от моих желаний и поставь меня в самую сердцевину моей нужды в Тебе!

19)
Господи! Избавь меня от низменной моей души и очисти меня от сомнений и мыслей о другом, кроме Тебя, до моего перевоплощения [до того, как лечь в могилу]!

Я прошу у Тебя помощи! Помоги мне!
Я полагаюсь на Тебя – не отдавай меня другому!
Я прошу Тебя – не разочаровывай меня!
Я жажду Твоей милости – не откажи мне!
Я принадлежу Тебе – не отдаляй меня от Себя!
Вот я, стою у Твоей двери – не прогоняй меня!

20)
Господи! Судьба и рок взяли верх надо мной, а любострастие пленило меня сетями похотей!

Так будь Ты заступником для меня и для других через меня!
Одари меня Своей милостью так, чтобы я не нуждался, благодаря Тебе, в просьбах к Тебе!

21)
Ты озарил светом сердца Твоих святых «аулия»!

Ты удалил суетность из сердец Твоих возлюбленных!
Ты – сердечный Друг, развлекающий их, когда мир опостылел им!
Ты – тот, который вел их по верному Пути до тех пор, пока для них не стали видимыми все вехи этого Пути!
Что обрел тот, кто потерял Тебя? И что потерял тот, кто нашел Тебя?
Всякий, кто предпочел Тебя другому, - уже обманулся. И всякий, кто пожелал отвернуться от Тебя, – в убытке.

22)
Как можно уповать на другого, кроме Тебя, если Ты не прекращал оказывать благодеяние?

Или как можно просить не у Тебя, [а у другого], если Ты не изменил Своему обычаю оказывать милости?

23) О Тот, кто дал попробовать Своим возлюбленным сладость тайной беседы с Собой, и они предстали перед Ним, расточая Ему хвалы!
О Тот, кто одел Своих святых-«аулия» в одежды Своего величия, и благодаря Ему они стали высокочтимыми.
Ты – Вспоминающий прежде вспоминающих и поминающих [Тебя]!
Ты – источник милости прежде обращенности за ней поклоняющихся [Тебе]!
Ты – Щедрый в дарах прежде, чем попросят Твои просители!

24) Господи! Взыщи с меня с Твоей милостью, чтобы я приблизился к Тебе!
И привлекай меня Своими дарами так, чтобы я предстал перед Тобой!

25) Господи! Моя надежда на Тебя не пропадет, даже если я ослушаюсь Тебя!
Так же как и страх не покинет меня, даже если я подчинюсь Тебе!
Господи! Мир оттолкнул меня к Тебе, а мое знание о Твоем великодушии поставило меня перед Тобой!

26) Господи! Как я могу стать разочарованным, когда Ты – моя надежда?
Или как я могу стать презренным – ведь на Тебя все мое упование!

27) Нет богов, кроме Тебя. Ты познакомил Себя со всем [что есть в мире], так что ничто не может не знать Тебя.
И Ты познакомил меня с Собой во всем, так что я ясно вижу Тебя во всем, и Ты очевиден и явен для всего [в мире].

28)
О Тот, кто скрывается в палатах Своего могущества, чтобы Его не достигали взоры!

О Тот, кто является в совершенстве Своего великолепия и Чье величие осуществляется сокровенными тайнами [«просветленных‘ арифун»].
Как Ты можешь скрываться, если Ты – Явный?
Или как Ты можешь исчезать, если Ты – Бдящий все сущее?
Господь – залог успеха, и к Нему я обращаюсь за помощью!