КАКОВО ЭТО - БЫТЬ СУФИЕМ?

Суфий - это влюбленный в Истину. Движение к Истине суфии называют тарикатом или дорогой к Создателю.

Быть суфием — значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделён от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.

Счастлив тот, кому удался побег от низменного «Я» (нафс) и кто ощущает нежные веяния дружбы с Богом. Его сердце настолько наполнено Возлюбленной, что в нем не остается места для чего-либо еще. Поток любви течет сквозь каждую вену и всякий нерв. Каждый атом тела наполняется Другом.
Подлинно влюбленные не воспринимают ни запаха, ни цвета собственного «Я». Они не интересуются ничем, кроме Возлюбленной. У их сердец нет привязанности ни к трону, ни к короне. Алчность и вожделение упаковали свои пожитки и покинули квартал влюбленных. Если они говорят, то только с Другом. Если ищут, то у Друга. Они более не уделяют себе внимания и живут исключительно ради Любви. Джами

Нет ничего благородного в человеке, кроме его знания о Боге. Что касается познаний о том, что Богом не является, то они являются помехой, из-за которой человек, скрытый от Истины завесой, продолжает себе мешать. Душа будет воскрешена в форме, соответствующей ее познаниям, а тело — в форме, соответствующей его деяниям. Ибн Араби

Они — суфии, исполненные подлинной щедрости; им удался побег от эго, и они сидят неприметно в углу бессамости. Сбросившие цепи природы и освободившиеся из западни корыстолюбия, они — пыль на дороге страдания и любви. Ни одно сердце не опечалилось по их вине; и люди не перекладывают на них свою ношу. Они миротворцы и терпеливо переносят всё, что выпадает на их долю. Они спят спокойно каждую ночь, не испытывая ни ненависти, ни внутреннего разлада.

Любить — значит видеть благо и красоту во всем. Это значит учиться у всего, видеть Божьи дары и Его щедрость повсюду. Это значит быть благодарным за Божью щедрость. Это первый шаг по тропе любви. Это лишь зерно любви. Со временем зерно вырастет, станет деревом и принесет плоды. Тогда испробовавший этот плод узнает, что такое настоящая любовь.

Совершенный суфий — это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий связей с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест с ними и спит среди них, покупает и продает на базаре, женится и заводит знакомства, но при этом ни на мгновение не забывает Бога.

Признак искреннего суфия заключается в том, что он ощущает себя нищим, когда богат; смиренным, когда обладает властью; и он таится, если обрел славу.

Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает всё прекрасное.

Суфий совершает три странствия: Странствие от Бога. Странствие к Богу. Странствие в Боге.

Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем.

Суфий — это тот, кто держит свое сердце в чистоте по отношению к Богу.

Суфий не склоняется ни перед кем, кроме Бога.

Когда ты видишь в мире красоту и совершенство, это не что иное как Его знак. Красивое создание — лишь один из цветков обширного Божьего сада. Помни же, что картина выцветает, цветок умирает, а отражение в зеркале затмевается истинным Светом. Реален только Бог, и Он остается навечно. Так зачем же попусту тратить свое время на то, что сегодня здесь, а завтра — исчезнет. Отправляйся без промедлений к Истоку. Джами

Всё, что мы видим и воспринимаем при помощи органов чувств, неопровержимо свидетельствует о существовании Бога — камень и ком глины, растения и деревья, живые существа, небеса и земля, и звезды, суша и океан, огонь и воздух, субстанции и акциденции. Поистине, мы сами являемся Его главным свидетелем. Но как летучая мышь видит только ночью и не зряча днем из-за слабости своего зрения, так и человеческий разум слишком слаб, чтобы узреть всю славу Божественного Величия. Ал-Газали

Тебе следует знать, каков ты на самом деле, чтобы ты мог понять собственную природу, откуда ты пришел в этот мир, для чего был создан, и в чем заключены счастье и страдание. В тебе совмещены животные свойства и качества ангелов. Но твоей подлинной сущностью является дух, а всё остальное, на самом деле, чуждо ему.
Стремись к знанию своих истоков, дабы ты мог постичь, как достигнуть Божественного Присутствия и созерцать Божественную Мощь и Красоту.
Спаси себя от цепей вожделения и страстей. Бог не создавал тебя быть их рабом; они должны быть твоими слугами, способствующими твоему странствию. Они должны быть подобны скакуну и оружию, чтобы ты мог использовать их в поисках счастья, а когда в них более нет нужды, помести их под свою пяту. Аттар

Суфии не оставляют этот мир и не считают, что необходимо избавиться от обычных человеческих желаний. Они лишь усмиряют те вожделения, которые противоречат религии и здравому смыслу.
Они не отбрасывают всё мирское, но и не гоняются самозабвенно за ним. Скорее, они знают истинную ценность и назначение всего земного. Они сберегают столько, сколько необходимо. Они едят столько, сколько надобно для поддержания здоровья.
Они питают свои тела и одновременно освобождают свои сердца. Бог становится точкой сосредоточения, к которой тянется всё их существо. Бог становится предметом их постоянного созерцания и восхищения. Ал-Газали

Всё, что я обрел на Пути, было результатом Его милости, а не моих усилий или духовной практики. Баязид Бистами

Благородство характера заключается в том, что грубость людей перестает задевать тебя, когда ты сосредоточил внимание на Боге. Ал-Халладж

Признак очищения глубин сердца раба Божия от всего, кроме Бога, в том, что он может истолковывать ошибки верующих как добрые дела. Баха ад-Дин Накшбанд

Всё в мире существования имеет конец и цель. Конец — это зрелость, а цель — свобода. Например, плод растет на дереве, пока не созреет, а затем падает. Созревший плод олицетворяет зрелость, а плод упавший — свободу.
Конечная цель — возврат к первоистоку. Всё, достигшее первоистока, достигло своей цели.
Крестьянин сеет зерно в землю и ухаживает за ним. Оно начинает прорастать, приносит урожай, а затем опять становится зерном. Оно вернулось к своей первозданной форме. Крут завершён. Завершение круга существования есть свобода. Насафи

Подлинная дружба среди братьев и сестер на суфийском пути включает следующие обязанности:
1. Материальная помощь. Помогай своим спутникам едой, или деньгами, или другими вещами, необходимыми для выживания или развития.
2. Личная поддержка. Если они больны, навещай их; если заняты — помогай им; если забыли — напомни им.
3. Уважение. Не жалуйся на их недостатки ни им самим, ни другим людям. Не давай совета, когда знаешь, что ему нельзя последовать.
4. Одобрение и внимание. Отмечай положительные качества своих спутников, и давай им знать, что любишь их.
5. Прощение. Прощай своим спутникам их недостатки.
6. Молитва. Молись о благополучии твоих спутников с тем же жаром, с каким ты молишься о собственном благополучии.
7. Верность. Будь тверд в своей дружбе, чтобы на тебя могли положиться те, кто доверился тебе.
8. Тактичность. Не вовлекай своих спутников в неловкие или затруднительные ситуации. Не будь для них бременем. Ал-Газали

Знай, что зикр бывает четырех ступеней.
Первая, когда он проговаривается без участия в этом сердца. Эффект от него слабый, но он есть, поскольку язык занят высоким служением, которое предпочтительнее для языка, чем если бы он был занят чем-то бесполезным, или не был занят вовсе.
Вторая, когда он посещает сердце, но не поселяется там и не укореняется. Таким образом, он должен усилием удерживаться в сердце, поскольку если не приложить усилий и стараний, то сердце по природе своей вернется к невежеству и разговорам с самим собой.
Третья, когда зикр укореняется в сердце, охватывает его и поселяется в нем, причем занять его чем-то другим можно, только приложив усилие.
Четвертая, когда сердце охватывается объектом зикра, то есть Создателем, а не самим зикром... Совершенство достигается только тогда, когда зикр и его осознание уходят из сердца, а остается лишь объект зикра, то есть Создатель. Ал-Газали

Истина была помещена в центр твоего сердца, она доверена тебе Богом для сохранения. Она становится проявленной благодаря подлинному раскаянию и настоящему усилию. Ее красота озаряет поверхность [сердца], когда ты помнишь о Боге и предаешься зикру. На первых стадиях ты произносишь имя Божье языком; затем, когда оживает сердце, ты произносишь его внутренне - сердцем. Абдул Кадир ал-Джилани

Существуют различные уровни поминания и у каждого уровня — разнообразные формы. Иногда это произнесение вслух, иногда — внутреннее беззвучное ощущение, исходящее из центра сердца. Вначале следует провозглашать в словах то, что поминается. Затем, стадия за стадией, поминание проникает собою всё существо — оно спускается в сердце и поднимается в душу; потом оно достигает области тайного, затем — скрытого, а после того — самого сокровенного. Как глубоко проникает поминание, какого уровня оно достигает, — зависит исключительно от того, насколько Аллах, в своей щедрости, направляет его. ‘Абду’л-Кадир ал-Джилани

Дыхание без повторения Божьего имени — это дыхание, потраченное напрасно. Кабир

Когда Бог хочет подружиться с одним из своих слуг, Он открывает для него врата поминания (зикр). Когда слуга испытал сладость поминания, Бог открывает врата приближенности. Затем Он возносит его в состояние близости с Ним. Затем Он помещает его на трон единства. Затем Он снимает с него завесу и ведет в край единственности, являя ему божественное великолепие и величие. Когда его взгляд падает на божественное великолепие и величие, от человека не остается ничего. После этого Его слуга полностью умиротворен. Затем он попадает под защиту Всевышнего, освобожденный от всяких притязаний самости. Абу Са‘ид ал-Харраз

Суфии говорят о духовном преображении как о «ребенке», поскольку это дитя, которое рождается в сердце, там оно вскармливается и вырастает.
Сердце, словно мать, рождает, кормит и взращивает свое дитя. Подобно тому, как детей обучают мирским наукам, ребенка сердца обучают скрытой премудрости.
Как и обычный ребенок, еще не испорченный мирскими грехами, дитя сердца чисто, свободно от нерадивости, эгоизма и сомнения.
Детская чистота часто проявляет себя как физическая красота. Во снах чистота ребенка сердца проявляется в виде ангелов. Мы надеемся попасть в Рай в качестве награды за благие деяния, но дары Рая попадают к нам из рук - ребенка сердца. Абдул Кадир ал-Джилани

Подлинный экстаз — это соединение света со светом, когда человеческая душа встречает Божественный Свет.
Абдул-Кадир ал-Джилани

Истинно влюбленный только в том случае находит свет, если, подобно свече, он является своим собственным, сжигающим себя топливом. Аттар