ИМАМ ЗАХАБИ И ИМАМ АН-НАВАВИ О ПРОСВЕЩЁННОМ СУФИЗМЕ

Имам Захаби о суфизме

Сказал Имам аз-Захаби (673-748 г.х.), да помилует его Аллах, в своей книге «Сияр а`лям ан-нубаля»:

«Поистине суфизм это: мораль, этика и любовь, это то, что пришло от сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Это довольство Аллахом и обязательность страха перед Ним, это джихад на Его пути, и адаб в соответствии с адабами Шариата, это чтение Корана с выражением и следование ему, это ночные молитвы со страхом перед Аллахом, это посты в одни дни и разговения в другие, это старание и усердие, это альтруизм и обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, это возвышенность в обращении с неверными и над всем этим, вместе взятым. Аллах ведёт по прямому пути, кого пожелает. Учёный, лишённый тасаввуфа и того, что к нему относится, пуст, а суфий, лишённый знания Сунны, собьётся с прямого пути». [Имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан–нубаля», 15/407-412]

(Имам Захаби и хафиз ибн Кассир уподобляющие Аллаха творениям - муджассима?)


Имам ан-Навави о суфизме

Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави - Книга: Аль-Макасид

Правила суфийского пути

Основных правил суфийского пути пять: (1) проявлять богобоязненность в одиночестве и на людях, (2) жить в соответствии с Сунной в словах и делах, (3) не беспокоиться о том, примут тебя или отвергнут другие люди, (4) довольство Всевышним Аллахом в богатстве и в бедности, (5) обращаться к Аллаху в счастье и в горе.

(1) Богобоязненность достигается тщательностью в поклонении и праведностью.

(2) Следование Сунне достигается предосторожностью и благим нравом.

(3) Равнодушное отношение к тому, примут тебя другие или отвергнут, достигается терпением и упованием на Аллаха.

(4) Довольство Аллахом достигается через довольство имеющимся и покорность Воле Аллаха.

(5) Обращение ко Всевышнему Аллаху достигается через проявление благодарности Ему в счастье и поиск защиты у Него в беде.

Основы правил

Это основывается на пяти вещах. Вот они: (1) стремиться к высшему, (2) благоговеть перед Аллахом, (3) служить Ему наилучшим образом, (4) не отступать от своих духовных решений, (5) ценить блага, дарованные Аллахом.

(1) Чьи устремления высоки, у того повышается степень.

(2) Кто благоговеет перед Аллахом, у того Аллах сохраняет это благоговение.

(3) Кто исполняет служение наилучшим образом, к тому проявляют щедрость.

(4) Кто не отступает от своих духовных решений, того продолжают наставлять.

(5) Кто ценит то, что даровано Аллахом, тот будет за это благодарен, а благодарному увеличивают дары.

Признаки суфизма

Признаков суфизма в человеке также пять: (1) искать религиозное знание, чтобы выполнять повеления Аллаха, (2) находиться рядом с шейхом и его учениками, чтобы видеть, проникая в суть вещей, (3) отказываться из предосторожности от послаблений в религиозных предписаниях и образных толкований написанного, (4) работать духовно, чтобы сохранить сердце, (5) не доверять себе, чтобы избавиться от своенравия и обезопасить себя от разрушения.

(1) Поиск религиозного знания затрудняется, если находишься в компании незрелых людей, вне зависимости от их возраста, менталитета и религии, которые не опираются на четкие принципы и правила.

(2) Нахождение вблизи шейхов и их учеников затрудняется из-за самообмана и заботы о неважных вещах.

(3) Отказ от послаблений и образных толкований затрудняется из-за мягкости к самому себе.

(4) Духовная работа затрудняется из-за чрезмерности в поклонении.

(5) Недоверие к себе затрудняется из-за довольства собственной добродетелью и праведностью.

Исцеление эго

Принципов лечения эго также пять: (1) облегчать желудок, уменьшая количество еды и питья, (2) прибегать к защите у Аллаха, когда случается непредвиденное, (3) избегать того, жертвой чего боишься стать, (4) стараться постоянно испрашивать прощения у Аллаха (истигфар) и просить у Него благословения для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (салават), днем и ночью, сосредоточенно, (5) находиться в обществе того, кто ведет к Аллаху.

Приближение к Аллаху

Человек приближается к Всевышнему Аллаху, (1) раскаиваясь во всем греховном и оскорбительном, (2) ища религиозное знание в необходимом размере, (3) стараясь постоянно находиться в омовении, (4) исполняя обязательные молитвы в начале их времени в джамаате (коллективно), а также достоверные желательные молитвы, связанные с обязательными, (5) всегда совершая восемь ракаатов необязательной молитвы аз-зуха, шесть ракаатов между вечерней (магриб) и ночной (иша) молитвами, ночную молитву тахаджжуд, которая исполняется, когда проснулся ночью, и молитву витр (нечетное количество ракаатов в качестве последней молитвы перед рассветом), (6) соблюдая пост по понедельникам и четвергам, а также в «дни полной луны» (13-е, 14-е и 15-е число каждого лунного месяца) и в другие дни, когда похвально поститься, (7) читая Коран с сосредоточенным сердцем, размышляя над его смыслами, (8) много прося прощения у Аллаха (истигфар), (9) всегда прося у Аллаха благословения для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (салават) и (10) совершая утром и вечером желательный зикр (поминание Аллаха).

И этого достаточно для приближенных к Аллаху с Его помощью, и от Аллаха наставление, и Он наставляет на путь, и нам достаточно Аллаха, Он лучший из покровителей. Амин.