АМР ИБН УСМАН АЛЬ-МАККИ: ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ - СУФИЕВ

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336–430 гг. по хиджре) (да помилует его Аллах) привёл в книге «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание - имама Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. в 291 г. по хиджре):

«Я слышал, как абу Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Джафар говорит: «Я слышал, как Абдуллах Амр ибн Усман аль-Макки, отвечая спрашивающему на заданный вопрос, продиктовал мне:

«Противопоставь разум своему нафсу, когда будешь определять состояние и положение, в котором ты сейчас находишься. Всё, что может отвлечь тебя (неважно, истинно оно или ложно) от твоего настоящего положения, даже если это занимает лишь малую часть твоего разума, будет помехой тебе. Беги же от этого и обратись к помощи Аллаха при противоречивости мыслей, тяжёлых преградах и в смятении чувств. Обратись к своему Покровителю и Господину. В Его власти принести тебе пользу и причинить вред. Он Тот, Чьи Единство, Могущество, Единственность во власти и проявлениях Господства явственны для тебя, ибо никто не хватает, не расстилает, не приносит пользу и вред, не помогает и не содействует, не защищает и не поддерживает кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища ни в небесах, ни на земле.

Это первая степень людей [Истинной] Веры в своём подтверждении Могущества [Аллаха] и Его Абсолютной Единственности [при совершении] Господних Деяний, это первая степень верующих и первая степень искренних, первая степень [истинно] уповающих [на Аллаха] в своём твёрдом знании о том, что прежде всех дел должно быть упование.

Знай, да помилует тебя Всевышний, что Аллах отличен от всего, что вообразит твоё сердце, укоренится в твоём сознании, всего прекрасного или благовидного, что представилось в воображении, сияния света и красоты, воплощённой формы или олицетворённой личности. Более того, Он превыше всего этого, величественнее, могущественнее и полноценнее. Разве ты не слышал слова Аллаха: «Нет ничего подобного Ему…» и «И не был Ему равным никто»? Имеется в виду, что нет никого, сходного с Ним, и нет равных Ему, и нет кого-либо, подобного и тождественному Ему. Прими Его слова о Себе с покорностью и признанием, подтверждая и повинуясь, без споров непринятия и изысканий разума. Велик Аллах и Возвышен, Которому нет равных и к познанию сущности Которого не приведут одни лишь размышления. Не охватывают Его границы, а небеса будут свёрнуты Его «десницей», и Земля будет лишь Его «пригоршней» в Судный День. Он явен над всякой вещью Своей властью и могуществом и сокрыт Своим знанием и осведомлённостью, Он создал сущее без примера, чьего-либо назидания, без сомнения и раздумий. Аллах превыше того, чтобы быть на земле или на небе и намного величественнее этого.

Он дал сердцам убеждённых спасение от блуждания в морях скрытого (гайб), в которых они бы скитались, если бы не помощь Обладателя Величия и Щедрости. И Он вознаградил их за покорность и признание их неведения о том, что им не дано знать, и назвал это твёрдостью, святостью и верой: «…а твёрдые в знаниях говорят: «Мы уверовали в него, всё – от нашего Господа», а также то, что передаётся об ангелах:«…нет у нас знания кроме того, чему Ты нас научил». Приближённые ангелы оказались не способны ограничить [описанием] Лучшего из творцов и дать описание Господу миров, тогда как они покорны, послушны и смиренны, обитатели горниц, окружающих Трон, созерцающие пылающий яркий свет, громко восхваляющие и славящие Его возле Его Трона, поражённые, боящиеся, трепещущие, остерегающиеся [ослушания] из-за осознания Его Могущества, которое им открылось, и из-за покорности Ему и убеждённости в Его Высочайшем Превосходстве.

Брат мой, так как же хочет твоя душа познать Того, Кто описан тем, [что мы упомянули выше] и в отношении Кого ты даёшь волю своим мыслям? Пусть Аллах сохранит нас и тебя от сомнений и укроет нас под сенью Своей защиты от попыток понять Его истинную сущность, которая недоступна разуму и в этом мире непостижима взорам. Превыше Он и Величественнее ошибочных мыслей и сомнительных домыслов. Вот так познай своего Господа и Покровителя, Того, Кого не одолевают ни дремота, ни сон, чтобы это стало твоим оружием, могущественным снаряжением, сражением и щитом от твоего врага, который внушает тебе [неподобающее] о твоём Творце. Обратись к этому описанию, которое я дал тебе, и крепко держись за него, обратись к нему с унижением ищущего убежища и с безропотной покорностью, дабы защитил и укрепил тебя Аллах, ибо Он укрепляет здоровым убеждением и защищает от отклонений сердца своих угодников, как укрепил землю от сотрясений горами. И желаю тебе мира».

Немного об имаме - Амр ибн Усман аль-Макки:

Хафиз аз-Захаби в книге «Сияр» сказал о нём: «Амр ибн Усман ибн Карб ибн Гасас, имам, праведник, шейх суфиев, аскет, Абу Абдуллах аль-Макки».

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани в книге «Хильят аль-Авлия» сказал: «И один из них – это познавший Аллаха, проницательный, знающий и осведомлённый, обладающий убедительным красноречием и умением разъяснять, считающийся одним из числа приближённых к Аллаху и прославленным лекарем; в совершенстве владеющий наукой усуль и искренностью в достижении [Его довольства] – абу Абдуллах Умар ибн Усман аль-Макки, который странствовал, добился [всеобщей] любви и был близок к избранным рабам».

Имам Абуль-Касим аль-Кушейри описал его в книге «Рисаля» следующим образом: «Шейх народа, имам общины в основах [религии] и науке очищения души».