ПУТЁМ ДОБРА И ПРАВДЫ

О Мой Создатель, пред Тобою
В смиреньи сердца предстаю.
Мой Бог, восторженной душою
Тебя в слезах благодарю.

Благодарю за свет моленья,
За сердце полное любви.

За счастье нового общения,
За жажду знать слова Твои!

Прости растраченные годы,
Ошибки своевольных лет,
Досадный ропот за невзгоды,
Любовь к тому, чего и нет.

Храни меня от искушенья,
Наполни жизнь мою Тобой!
Даруй Свое благословенье,
Веди меня Своей стезей.

Благослови, О Мой Создатель,
Твой свет в душе не запятнить,
Чтобы сердцем полным Благодати,
Тебе – Всевышнему служить.

Благослови, сквозь все тревоги,
Душу хранить от суеты.
Чтобы на земной моей дороге
Повсюду был прославлен Ты!

О справедливости, мудрости и рассудительности

Ануширван, когда он умирал,

Призвал Хормуза и ему сказал:

«Покинь чертоги мира и покоя,

Взгляни, мой сын, на бедствие людское!

Как можешь ты довольным быть судьбой,

Несчастных сонмы видя пред собой?

Мобеды оправданья не отыщут,

Что спит пастух, а волки в стаде рыщут.

Иди пекись о нищих, бедняках,

Заботься о народе, мудрый шах!

Царь — дерево, а подданные — корни.

Чем крепче корни, тем ветвям просторней.

Не утесняй ни в чём народ простой.

Народ обидев, вырвешь корень свой.

Путём добра и правды, в Божьем страхе

Иди всегда, дабы не пасть во прахе.

Любовь к добру и страх пред миром зла

С рождения природа нам дала.

Когда сияньем правды царь украшен,

То подданным и Ахриман не страшен.

Кто бедствующих милостью дарит,

Тот волю Милосердного творит.

Царя, что людям зла не причиняет,

Творец земли и неба охраняет.

Но там, где нрав царя добра лишён,

Народ в ярме, немотствует закон.

Не медли там, иди своей дорогой,

О праведник, покорный воле Бога!

Ты, верный, не ищи добра в стране,

Где люди заживо горят в огне.

Беги надменных и себялюбивых,

Забывших Судию, владык спесивых.

В ад, а не в рай пойдёт правитель тот,

Что подданных терзает и гнетёт.

Позор, крушенье мира и оплота —

Последствия насилия и гнёта.

Ты, шах, людей безвинно не казни!

Опора царства твоего они.

О батраках заботься, о крестьянах!

Как жить им в скорби, нищете и ранах?

Позор, коль ты обиду причинил

Тому, кто целый век тебя кормил».

И Шируйэ сказал Хосров, прощаясь,

Навек душой от мира отрекаясь:

«Пусть мысль великая в твой дух войдёт.

Смотри и слушай, как живёт народ.

Пусть в государстве правда воцарится, —

Иль от тебя народ твой отвратится.

Прочь от тирана люди побегут,

Дурную славу всюду разнесут.

Жестокий властелин, что жизни губит,

Неотвратимо корень свой подрубит.

Ушедшего от тысячи смертей

Настигнут слёзы женщин и детей.

В ночи, в слезах, свечу зажжёт вдовица —

И запылает славная столица.

Да, только тот, который справедлив,

Лишь тот владыка истинно счастлив.

И весь народ его благословляет,

Когда он в славе путь свой завершает.

И добрые и злые — все умрут,

Так лучше пусть добром нас помянут».

Завещание падишаха Саламану

«Хоть царство мира этого не вечно,

Для мудрых степь надежды бесконечна.

Свой разум светом знанья осеня,

Возделай ниву завтрашнего дня.

На поле жизни, не страшась коварства,

Готовь посев для будущего царства!

Коль мужа звезды знания ведут,

Усилья и труды не пропадут.

Что твердо знаешь – делай, полн старанья;

Не знаешь – восполняй пробелы знанья.

По счету справедливому взимай

И справедливой мерой возвращай.

Лишь то бери, что указует вера,

А с нечестивых не бери примера.

Добро, коль благо мудрости берешь

И мудростью возросшей воздаешь.

Не разрушай опору неимущих,

Не возвышай вельмож, народ гнетущих;

Дай волю им – державу разорят,

А золото истратят на разврат.

Коль не спасешь народ от разоренья,

Сам от забот не обретешь спасенья.

Не отвращайся от прямых путей! -

Таков завет прославленных царей.

Не следуй тем, чей путь отсюда – в пламя,

Кто станет в бездне адскими дровами.

Несправедливостей не допусти,

Любой ущерб в прибыток обрати;

Чтоб чаша, что зовется «Мир и Милость»,

О камень угнетенья не разбилась.

Будь, как пастух, отара – твой народ;

Пастух свою отару бережет.

Тебе во всем быть правосудным надо.

И кто основы суть – пастух иль стадо?

Ты безопасность стада утверди,

Испытанных помощников найди,

Чтоб, как овчарки, были злы и яры

Против волков, а не среди отары.

Беда тебе на голову падет,

Коль пес с волками дружбу заведет.

Найди вазиров, для опоры царства

Радеющих о благе государства.

Быть должен мудрым верный твой вазир,

Чтоб охранять в стране покой и мир.

Честнейшего дари высокой властью,

Общественному преданного счастью.

Чтоб он с людей ни на волос не брал

Поверх того, что сам ты указал.

Чтоб он был сострадателен к народу,

Во всем доброжелателен к народу,

Гроза – грабителям, а беднякам

И страждущим – защита и бальзам;

Чтоб зависти и злобы не питал он,

Чтобы людей ученых почитал он.

Когда ж, как пес при бойне, грязен он,

Да будет отрешен и осужден.

Поставь надзором честных, беспристрастных

Фискалов, к лихоимству непричастных,

Чтоб через них ты знал о правде всей,

Что делается средь твоих людей.

Тех, кто виновным назовет вазира,

Остерегись предать на суд вазира.

Сам разбери – кто виноват, кто прав;

Иль будешь проклят, истину поправ.

Кто для тебя богатство собирает

И города и села притесняет,

То впрок богатство это не пойдет,

А на виновных божий гнев падет.

Твой враг – подобный сборщик, чуждый чести,

Что вместо десяти взимает двести.

Вазир жестокий, алчностью горя,

Клевещет пред народом на царя.

Власть нечестивца верным мусульманам

Всегда претит и проклята Кораном.

Кто бедным людям гнет несет в удел,

Кто правду ради выгоды презрел,

Невеждой грубым предстает пред миром.

Невежда же не может быть вазиром!

Сам все дела мирские изучай,

Вершить их только мудрым поручай»