Наш ответ всем тем, кто критикует Ислам, утверждая о его агрессивности

 

Никому и в голову не приходит называть случаи массовых убийств и ужасных пыток в истории человечества религиозными фанатиками и садистами "святой" инквизиции, длившимися аж 650 лет, c 1184 по 1834 гг., "христианским" терроризмом. А значит, нельзя допускать и таких терминов, как "исламский терроризм"!

Количество начатых войн, жизней, загубленных людьми, считающими себя последователями Святого Пророка, который сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте тех, кто проклинает вас… И если кто-то вас ударит по правой щеке, подставьте ему и другую», просто поражает. И это насилие было направлено не только против других монотеистических «язычников», таких как мусульмане и иудеи, но также против христиан, отклонившихся, как кому-то показалось, в ересь.

Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и Инквизиция – лишь немногие примеры. Последняя, основанная последователями святого Франциска Ассизского, доброй души, проповедовавшей птичкам: «…мои маленькие сестры, всегда учитесь восхвалять Господа», была нацелена на христиан-еретиков и новообращенных. Делала она свое дело с такой жестокостью и зверством, что пытки Абу Грейба по сравнению с ней просто тускнеют.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ - ИСЛАМ РЕЛИГИЯ МИРА!

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл признал: «Я уверен, от ислама не может исходить опасность! В нашем лице вы всегда найдете и помощников и единомышленников, и людей, близко к сердцу воспринимающих все, что происходит в исламе».

«Везде могут быть отклонения. Есть мусульмане, которые ведут себя неподобающим образом. Есть православные, которые забывают о своей вере. Терроризм – это отклонение от норм и ислама, и христианства. Мусульманский мир – сильный мир, и иные центры силы, боясь его, стремятся демонизировать ислам. Стоит помнить, что человек встающий на путь убийства, предает свою религию и дискредитирует ее. Мы вместе должны победить машину пропаганды, направленную против наших духовных ценностей, и противостоять демонизации ислама во имя его будущего», – подчеркнул предстоятель Русской православной церкви.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Однажды наш президент Владимир Путин, а он православный человек, на вопрос журналистов об отношении православия к католицизму и исламу ответил: «Мы к исламу ближе». Я тоже считаю так. С точки зрения традиций и нравственной морали мы с исламом ближе, чем с рядом западных христианских общин».

Он пояснил свою точку зрения: «На Западе происходит разрушение христианства. Не в каком-то догматическом смысле, а в самом настоящем – в области нравственности и морали. Вы знаете, что под влиянием внешних факторов – политических, идеологических – в некоторых протестантских сообществах легализуются однополые браки и даже разрабатываются чины по благословению таких браков. Происходит радикальный отход от религиозной нравственности».

«Как и ислам, православие твердо стоит на догмах – основе нравственности, и с опасением смотрит на религиозную жизнь Запада. Она деградирует. И я думаю, в значительной части именно это приводит к напряжению между мусульманами и так называемыми «христианами». Когда благочестивые мусульмане видят, что происходит, они не могут этого понять. И это создает новые разночтения, когда отсутствует даже базовая мораль».

"Мое обращение ко всем – и к православным, и к мусульманам: живите в мире, исполняйте те заповеди, которые каждый должен исполнять в соответствии со своими религиозными обязательствами, и тогда не будет вражды, потому что и ислам, и православие призывают людей к миру и к добрым отношениям друг с другом. А иначе и быть не может. Потому что если люди верят в Бога, они не могут сеять вокруг себя зло, и тем более — не могут ненавидеть друг друга", — сказал патриарх.

ПАПА ФРАНЦИСК - ИСЛАМ РЕЛИГИЯ МИРА!

«Если я говорю об исламском насилии, то я должен говорить и о католическом насилии. Не все мусульмане прибегают к насилию, не все католики прибегают к насилию, во всех религиях всегда существует небольшая группировка фундаменталистов» — отметил папа Франциск.
«Террористическая группировка "Исламское государство" сделала жестокость своей визитной карточкой, но она не имеет никакого отношения к Исламу, мусульмане привержены пути мира» - отметил папа Франциск.
Папа Франциск сказал, что вдохновителем терроризма является не Ислам, а мировая экономика, которая поклоняется "богу" денег и толкает бесправных людей к насилию.
«Терроризм появляется тогда, тогда не существует других путей, поскольку в центре мировой экономики находится "бог" денег, а не личности, — это фундаментальный терроризм, против всего человечества»!

 

Рубили головы, пытали, выжигали глаза, резали языки и жгли, жгли, жгли.

Совершающие подобные злодеяния, не имеют ни чего общего с нравственными принципами ни одной из мировых религий!

Наш ответ всем тем, кто критикует Ислам, утверждая о его агрессивности: "Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Евангелие от Матфея, гл. 7)

Немного примеров:

1654-1659 г. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:

Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский.

Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде.

Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге.

В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек.

В Нижнем сожгли народу много.

В Казане – 30 человек.

В Киеве – стрельца Илариона.

А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами.

1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.

782 г. Верден [Германия]. Карл Великий приказывает обезглавить 4500 саксонцев, отказавшихся принять Христианство.
 
989-990 гг. "Святой князь Владимир" в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение "Церковного Устава св. Владимира", где предписывалось сожжение волхвов.

1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.

1022 г. В Орлеане были сожжены десять катаров, преданных своими учениками; среди них были духовник короля Роберта I Этьен, схоластик Лизой и капеллан Гериберт.

1239 г. В Монт-Эме, близ Шалона на Марне инквизитор Робер Ле Бугр сжег 182 катара.

1252 г. IV "ad exstirpenda" (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания.

1570 г. Рим. Инквизиция сжигает на костре итальянского реформатора и поэта Антона Делла Паглиа [Anton Della Paglia].

1622 г. Германия, Гейдельберг. По приказу католической церкви вывезены все книги из библиотеки Гейдельбергского университета в Рим.

1633 г. Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея.

1169 г. "Святой князь Андрей Боголюбский" сжег Киев.

1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г: "Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели".

1250 г. "Святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).

1327 г. Италия, Флоренция. Инквизиция обвиняет в колдовстве и отправляет на костер Чекко Асколи (Франческо Стабили) – известного итальянского врача, физика, математика и астролога.

1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.

1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.

1484 г. Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек.

1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде – Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.

1553 г. Женева. По доносу Кальвина был арестован инквизицией, а потом сожжен выдающийся испанский мыслитель, врач и ученый Мигель Сервет.

1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.

1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».

1588-1589 г. В 1584 г. на престол вступил крайне благочестивый государь Фёдор Иоаннович. В 1586 г. русскую церковь возглавил некто Иов (причислен к лику святых), в одном из своих сочинений одобривший казни языческих жрецов. Насколько можно судить по дошедшим источникам, во времена Иова сожжения стали обычной казнью. Английский посланник Флетчер, живший в Москве с 25.11.1588 по 6.05.1589, описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец:

муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.
Достоверность сообщения Флетчера подтверждается описанием способа казни – сожжением в срубе, часто упоминаемым в русских документах XVII в.

1601-1603 г. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.

1600 г. Сожжен на костре инквизиции великий итальянский ученый-просветитель Джордано Бруно.

1616 г. Церковь запрещает труды астронома Николая Коперника.

1619 г. Тулуз. По приказу церкви сожжен итальянский философ Луцилио Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым.

1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».

1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек

1682 г. В деревянном срубе сожжены:

Протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми и иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки).

Диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний.

Монастырские тюрьмы! Те, кто выживал, завидовали тем, кто умер!

Совершающие подобные злодеяния, не имеют ни чего общего с нравственными принципами ни одной из мировых религий!

Под монастырскими тюрьмами понимаются места заключения при монастырях. Начальником монастырской тюрьмы являлся настоятель монастыря, а подчинённые ему монахи несли обязанности помощников в деле осуществления режима узников.

Долгие века, вплоть до конца XIX века, эти монастырские застенки были сокрыты от посторонних глаз. И не случайно. Вот, что пишет о своём посещении в 1887 году Соловецкого монастыря русский историк М. А. Колчин: «Мы зашли в узкий, длинный темный ход, проделанный внутри толстой тюремной стены. Идём по нему, сердце невольно сжимается… Идем далее, пока не наталкиваемся на небольшую дверь с маленьким окошечком в середине ее. За дверью чулан аршина полтора (около метра), без всякой лавки, без всего того, без чего жить человеку нельзя. В нём можно только стоять или сидеть, скорчившись. Лежать или сидеть с протянутыми ногами не позволяет пространство чулана, а скамьи для сиденья не полагается».

Заживо погребенные! Другим видом монастырских тюрем были земляные тюрьмы. «Земляные тюрьмы представляли собой вырытые в земле ямы, в которые затем опускались деревянные срубы. Поверх земли делалась кровля с небольшим оконцем для передачи пищи».

Но самым страшным видом монастырских тюрем были так называемые каменные мешки. «Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки, которые представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды».

Особой зловещей славой пользовались тюрьмы Соловецкого, Прилуцкого (в Вологодской области), Сибирского семгинского, Троицкого, Спасо-Ефимиева (в Суздале), Кирилло-Белозерского, Симоновского (в Москве) монастырей. Устройство каменных мешков в подавляющем большинстве монастырей было однотипным: «1,4 метра в длину 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников „безысходно“, т. е. на всю жизнь, никакой связи с внешним миром они не имели».

Перед тем, как попасть в этот каменный мешок, где узник был лишен возможности видеть свет, спать, говорить с кем-либо, он был подвергаем пыткам. Историк М. Снегирёв пишет, что излюбленным видом пыток в монастырях была дыба: «… поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжёлые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал, и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела». [«Русский архив», 1867. С. 1160]. «Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики». [Грекулов. Указ. соч. С. 80].

Узниками были не убийцы и насильники, таковых просто казнили, ими были те, кто выступал против поклонения иконам, исповеди перед священником. И вот этих «еретиков» помещали в каменные мешки. И первое, что они теряли — это отсчёт времени. У них не было даже возможности делать зарубки на стенах для отметки прошедших дней, с одной стороны, потому, что не было никаких инструментов, да и цепи мешали, а главное, в мешок не проникал свет, и потому знать, когда закончился день и началась ночь не представлялось возможным. Вначале узники пытались вступать в контакт со стражем-монахом, приносившим им еду, но тому под угрозой смертной казни запрещалось вступать с арестантами в разговор. Большинство узников умирало уже в первые годы заточения от нечеловеческих условий пребывания. Но те, кто выживал, завидовали тем, кто умер. Они не знали, какой сегодня день, месяц, год, живы или нет их близкие, они забывали человеческую речь. Они сходили с ума.

Для усиления наказания на узников часто надевали "рогатки" — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных щитов». [Грекулов. Указ. соч. С. 78].

Крестовые походы

Совершающие подобные злодеяния, не имеют ни чего общего с нравственными принципами ни одной из мировых религий!

Анна Комнина, дочь императора (жизнь которого она описала в сочинении “Алексиада”), так рассказывает о подвигах крестоносцев: “Они рубили детей на части, заставляли матерей своих жертв выпивать их кровь. Они насиловали природу с мальчиками и юношами, а затем, вешая их, упражнялись во владении мечом на их трупах”.

Крестоносная "лихорадка" охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а потом в Германии. За пастухом двинулось 30 тысяч детей, с французскими детьми в крестовый поход отправились 20 тысяч немецких детей. Папа Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, рекламировал этот поход.

1 Первый крестовый поход (1095—1099 гг. Захват Иерусалима) - Страшная резня описана разными летописцами, ставшими очевидцами событий. Один из них, Фульхерий, рассказывает:

«Около десяти тысяч человек были обезглавлены в Храме. Если бы вы были там, ваши ноги по щиколотку окрасились бы кровью жертв. В живых не осталось никого. Не жалели ни женщин, ни детей».

Подобным образом описывает происходящее Вильгельм Тирский: «Не только зрелище обезглавленных тел и отрубленных членов, разбросанных повсюду, вызывало ужас у лицезревших их. Еще ужаснее был вид самих победителей: в крови с головы до ног – жуткое зрелище для тех, кто встречал их на своем пути».

Те же события описывает летописец и священник Раймонд д’Ажиль: «Количество пролитой в тот день крови невероятно… Но все это было ничтожно по сравнению с тем, что произошло в Храме Соломона. Что там произошло? Если я расскажу правду, она превзойдет границы вашей веры. Достаточно упомянуть только то, что в Храме Соломона и во дворе его кровь доходила до колен ехавшим верхом и до конской узды. Действительно, Бог справедливо и великолепно рассудил так, что это место заполнилось кровью неверных».

Французский священник бесчеловечно описывает картину безжа лостной резни. Он считает, что вспарывание животов беспомощных людей и малых детей, единственная вина которых в том, что они жили в этом городе, было великолепным и справедливым судом Божиим. Кажется немыслимым, что это признание было сделано священником. Эти слова уже сами по себе являются свидетельством больной идеологии, преобладавшей в рядах крестоносцев. Они отражают  идеологию террора папской церкви, согласно которой душа мусульманина или другого "неверного" заранее считалась осужденной или погибшей – следовательно, жизнь его так или иначе не представляла особой ценности.

2 Крестовый поход Боэмунда Тарентского (1107—1108 гг.) - Ну и дальше всё в томже духе ...

3 Каталонский крестовый поход на Балеарские острова (1114 г.)

4 Крестовый поход папы Геласия II в Испании (1118 г.)

5 Крестовый поход папы Каликста II на восток и в Испанию (1120—1125 гг.)

6 Крестовый поход Альфонса I Арагонского в Андалусию (1125—1126 гг.)

7 Крестовый поход на восток Гуго де Пэна (1128—1129 гг.)

9 Крестовый поход на восток (1139—1140 гг.)

10 Второй крестовый поход (1145—1149 гг.)

11 Крестовый поход в Испании (1153 г.)

12 Крестовый поход папы в Испании (1157—1158 гг.)

13 Крестовый поход в Прибалтике (1171 г.)

14 Крестовый поход в Испании (1175 г.)

15 Крестовый поход на восток Филиппа Фландрского (1177 г.)

16 Третий крестовый поход (1189—1192 гг.)

17 Ливонский крестовый поход (с несколькими перерывами) (1193—1230 гг.)

18 Германский крестовый поход (1197—1198 гг.)

19 Крестовый поход в Испании (1197 г.)

20 Четвёртый крестовый поход (1201—1204 гг.)

21 Альбигойский крестовый поход (1209—1229 гг.) - Крестоносцы обрушились на цветущие области Лангедокского графства. Крестоносцы стали безжалостно грабить, убивать, причем нередко даже не трудились различать еретиков и католиков. Было уничтожено население многих городов, где были распространены катары - Альби, Каркасон, Безье и другие. Убивали всех без отличия, даже женщин и детей. Например, в городе Безье на площадь перед церковью святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей, которых крестоносцы подвергли жестокой резне. "Не наше дело разбираться, - кричал папский легат Арнольд Альмарик, - бей всех без разбора! Бог знает своих! Бог разберется!".
Город был сожжен. Резня в Безье была прелюдией к дальнейшим карательным походам захватчиков в Лангедоке: пали Перпиньян, Нарбонн, наполовину был разрушен старинный Каркассон. В письме папе Иннокентию III Арнольд с гордостью писал, что в расчет не принимались “ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение”. В ходе 20-летней войны крестоносцы истребили в Лангедоке свыше миллиона жителей.

22 Крестовый поход детей (1212 г.)

23 Крестовый поход в Испании (1212 г.)

24 Датский крестовый поход в Эстонию (1219 г.)

25 5-й крестовый поход — первая часть (1217—1221 гг.)

26 Крестовый поход против еретиков в Боснии (1227 г.)

27 6-ой крестовый поход — Поход императора Фридриха (1228—1229 гг.)

28 Крестовый поход короля Арагона Хайме I Завоевателя на Майорку (1229—1231 гг.)

29 Крестовый поход Жана Бриеннского на помощь Константинополю (1231 г.)

30 Крестовый поход короля Кастилии Фердинанда III в Испании (1231 г.)

31 Крестовый поход против еретиков в Германии (1232—1234 гг.)

32 Крестовый поход на помощь Константинополю (1239—1240 гг.)

33 Крестовый поход Тибо Шампанского и Ричарда Корнуэльского (1239—1241 гг.)

34 Шведский крестовый поход в Финляндию (1239)

35 Шведский крестовый поход на Русь (1240 г.)

36 Первый крестовый поход Св. Людовика (7-й крестовый поход) (1248—1254 гг.)

37 Первый крестовый поход пастушков (1251 г.)

38 Крестовый поход в Пруссию короля Богемии Отокара II, Рудольфа Габсбургского и Оттона Бранденбургского (1254 г.)

39 Кастильский крестовый поход в Марокко (1260 г.)

40 Крестовый поход Карла Анжуйского в Южную Италию (1265—1266 гг.)

41 Второй крестовый поход Св. Людовика (8-й крестовый поход) (1269—1272 гг.)

42 Крестовый поход против сицилийцев и арагонцев (1283—1302 гг.)

43 Французский крестовый поход против Арагона (1285 г.)

44 Крестовый поход на восток Алисы Блуаской (1287 г.)

45 Крестовый поход на восток Жана де Грайи (1288 г.)

46 Крестовый поход против последователей Фра Дольчино в Пьемонте (1306—1307 гг.)

47 Народный крестовый поход (1309 г.)

48 Кастильский и арагонский крестовые походы в Испании (1309—1310 гг.)

49 Крестовый поход против Венеции (1309—1337 гг.)

50 Крестовый поход в Венгрии (с перерывами) (1314—1355 гг.)

51 Второй крестовый поход пастушков (1320 г.)

52 Крестовый поход против Феррары, Милана и Гиббелинов в Анконской марке и герцогстве Сполето (распространен на Мантую в 1324 г.)

53 Крестовый поход в Польше (с перерывами) (1325—1370 гг.)

Сотни лет узаконенного террора! Гестапо Церкви! Организованный террор – вот то «чудотворное» средство, с помощью которого церковь стремилась через инквизицию удержать и укрепить свои позиции.

Совершающие подобные злодеяния, не имеют ни чего общего с нравственными принципами ни одной из мировых религий!

«Задача инквизиции, – писал французский инквизитор XIV в. Бернар Ги, – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники».

Пытки которые применяла инквизиция имели множество разновидностей. Некоторые орудия пыток инквизиции сохранились и до нашего времени, как правило это музейные экспонаты, которые были восстановлены по описаниям. Причем следует отметить тот факт, что их разнообразие поражает воображение.

Груша
Это устройство вставлялось в анальное отверстие и раскрывалось так, чтобы причинять жертве максимальную боль, при этом груша разрывала анальное отверстие.

Колыбель Иуды
Это кошмарное изобретение принадлежит Ипполиту Марсили. В старину это орудие пытки считали достаточно гуманным— кости Колыбель Иуды не ломало, связки и мышцы не рвало. Еретика поднимали на веревке, а затем усаживался на Колыбель Иуды, причем вершина треугольника (которой заканчивалась Колыбель Иуды) входила в то же отверстие, что и Груша. Боль причиняемая эти орудием пыток была до такой степени сильной, что грешник как правило терял сознание. После того как жертва отключалась , ее приподнимали, приводили в сознание и опять насаживали на Колыбель.

Очищение души
Во католических странах церковь заботилась об душе грешников и в меру сил пыталась эти души очистить. Для этого слуги церкви вливание в горло грешника кипящую воду либо закладывали туда раскаленных углей. Понятно, что в процессе заботе о душе тело чувствовало себя мягко сказать не очень уютно.

Пресс для черепа
Специальное приспособление похожее на пресс для бумаги. При пытками этим устройством сначала крошились его зубы, потом крошилась челюсть, за ней кости черепа , пытка продолжалась до тех пор, пока из ушей не начинал выдавливаться мозг. На сегодняшний день есть неофициальная информация о том, что есть страны в которых по сей день в качестве одним из способов допроса является использование похожей дробилки.

Башмаки с шипом
Это устройство для пыток представляет из себя железные башмаки с острым шипом расположенным под пяткой. Шип можно выкручивать при помощи винта, тем самым увеличивая его высоту. Для того, что бы пяткой не наступить на шип, жертве пыток приходилось стоять стоять на пальцах ноги, пока были силы.

Вилка еретика
Четыре шипа — два из которых, впиваются в подбородок, два — в грудину, вилка еретика не давала жертве совершать движений головой, и самое главное — опустить голову ниже.

Кресло для ведьминого купания
Грешницу привязывали к креслу, которое было подвешено к длинной жерди, и опускали под воду на продолжительное время, потом жертве пыток давали немного вдохнуть воздуха, и снова — опускали под воду. Самое популярное время года для таких пыток — поздняя осень или зима. Зимой во льду прорубали прорубь, в результате пытки жертва достаточно быстро не только задыхалась без воздуха, но и на покрывалась коркой льда. С особо стойкими еретиками такая пытка могла продолжаться в течении суток.

Испанский сапог
Специальное крепление для ног жертвы с металлической пластинкой, которая с каждым отказом отвечать на вопросы палача, как этого требовалось, затягивалась еще сильнее, в результате человеку ломались кости ног. Зачастую для более результативного эффекта, инквизитор ударял молотом по креплению, принося тем самым дополнительные страдания жертве. Как правило после пыток с помощью Испанского сапога — все кости еретика ниже колен были не просто поломаны, а раздроблены, а поврежденная кожа на ногах была похожа на мешок для этих костей.

Пытка водой
Этот способ инквизиторы переняли на востоке. Еретика привязывали веревками к специальному деревянному приспособлению похожему на стол у которого была сильно приподнятая середина — для того, чтобы живот выпирал, как можно дальше. Рот грешника забивали соломой, чтобы он его не мог его закрыть, затем вставляли в рот трубку, через которую в последствии вливали в несчастного большое количество воды. Если бедняга не сознавался в чем-то или в том случаи если целью пытки была смерть, в конце пытки еретика снимали со стола, ложили на землю и после этого палач прыгал на раздутый живот жертвы. Что происходило в результате этого понятно.

Кошачий коготь
Тело жертвы разрывалась — медленно, болезненно, вплоть до того, что этими же крючками у жертвы вырывали не только куски кожи и мышц но и ребра.

Дыба
Одно из самых распространенных орудий пыток инквизиции . Дыб было два вида: вертикальная, когда жертву подвешивали под потолком, при этом вывернув суставы и прикрепляя к ногам жертвы большие тяжести, и горизонтальная, когда тело грешника прикреплялось к дыбе и растягивалось при помощи специальных механизмом до той поры, пока жертва не сознавалась, либо пока у неё не разрывались все суставы и мускулы.

Четвертование
Грешник привязывался веревками к четырём лошадям — за руки и ноги. Затем животных пускали вскачь. Вариан был только один — смерть.

Железная дева
Железная дева представляет из себя саркофаг в виде пустой женской фигуры, внутри которой в свою очередь укреплено множество лезвий и острых шипов. Шипы и лезвия располагаются таким образом, чтобы жизненно важные органы жертвы не были задеты, в следствии этого факта агония еретика была долгой и мучительной. Как правило, жертва на этом орудии пыток умирала в течении трех дней.

Железный кляп
Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы «успокоить» жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри маски плотно засовывалась в горло преступника, а сама маска запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье.
Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре. Особенное распространение железный кляп получил во время массовых сожжений еретиков. Он позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано Бруно был сожжен в Риме в 1600 г., с железным кляпом во рту.

Пытки инквизиции дополняло "испанское кресло". Сделано оно было из металла, и имело специальные колодки для фиксации рук и ног. Обвиняемого в ереси садили в кресло, а под ноги ставили жаровню с раскалёнными углями. Чтобы ступни лучше поджаривались, их щедро поливали маслом. Для разнообразия могли поджарить вместо ног ягодицы. Это было также мучительно и ужасно.

В австрийских землях одно время практиковали подвешивание осуждённых на цепях над костром. Их то опускали в пламя, то поднимали высоко над ним. Там могло продолжаться очень долго. На землях Германии делали специальные ниши, которые выполняли те же функции, что и дымоходы. Человека вешали в этой нише, а огонь медленно втягивался в неё. При этом осуждённый медленно поджаривался.

Покорение Кавказа.

Совершающие подобные злодеяния, не имеют ни чего общего с нравственными принципами ни одной из мировых религий!

"Каждое зло наказуемо, вопрос лишь времени и масштаба этого наказания. После окончания русско-кавказской войны, когда мои соплеменники были уничтожены и изгнаны с родной земли и были вынуждены эмигрировать в Турцию, спустя каких-то 59 лет, у русского дворянства было отобрана их Родина, и, по иронии ли судьбы, им пришлось покидать ее через Черное море, по тому же пути, по которому покидали мои единоверцы и соплеменники свою Родину. Когда люди поймут, что когда они рубят сук, этим суком оказывается именно тот, на котором они сидят. И когда звонит колокол, он звонит именно по тебе".

Мысли Русской девушки:

"Как бы вы себя чувствовали, если бы во время Великой Отечественной войны, немцы завоевали Россию. Уничтожили, к примеру, жителей всего Красноярского края. 90% россиян выселили бы из страны. В разных городах ставили бы памятники Гитлеру и… И живя на нашей территории, жаловались бы на «этих ужасных русских», которые понаехали...

А кавказцы, живут с этим. И терпят нас! (От себя добавим! Всех тех, кому не чужды такие понятия как - честь, благородство, порядочность и великодушие, таких людей мы - кавказцы, высоко ценим и почитаем) И война, в которой русские убивали их, длилась не пять лет, а 101 год! Спасибо вам, адыги, черкесы ..., И ПРОСТИТЕ НАС! Это то, что я хочу сказать".

Современный обыватель, не владея всей полнотой информации об истинных причинах и методах ведения Кавказской войны, может ненароком подумать, что все обстояло несколько иначе. Но слава Богу, сохранились в архивах и открытых источниках цитаты политиков и военных Царской России, раскрывающие их истинные намерения.

Генерал Слепцов, 1844 год:
«Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасной земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали….»

Генерал Цицианов, «Покоренный Кавказ», 1804 год:
«Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сожгу все, чего не займу войсками; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет, но вы, как зайцы, уйдете в ущелья, и там вас достану, и буде не от меча, то от стужи околеете…»

Грибоедов, который был в отряде Вельяминова, в 1825 году в письме к Бегичеву:
«Имя Ермолова еще ужасает; дай бог, чтобы это очарование не разрушилось... Будем вешать и прощать и плюем на историю»

Декабрист Лорер:
«В разговоре с Зассом я заметил ему, - писал он, - что мне не нравится его система войны, и он мне тогда же ответил: «Россия хочет покорить Кавказ во что бы это ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять как не страхом и грозой?.. Тут не годится филантропия, и Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сжигая аулы, только этим успевал более нашего»

Генерал Булгаков, 1810 год, рапорт по результатам похода в Кабарду:
«Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел потери… Они потеряли много имущество, которое сожжено с двумястами селений»

Николай I - графу Паскевичу:
«Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных»

Генерал Цицианов, 1804 год, «Владельцам Кабардинским…»:
«Кровь во мне кипит, как в котле, и члены все во мне трясутся от жадности напоить земли ваши кровью ослушников… ждите, говорю я вам, по моему правилу, штыков, ядер и пролития вашей крови реками. Не мутная вода потечет в ваших реках, а красная, ваших семейств кровью выкрашенная»

Фонвилль, «Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864»:
«Со всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали жители аулов, и их голодные партии проходили страну в разных направлениях, рассеивая на пути своем больных и умиравших; иногда целые толпы переселенцев замерзали или заносились снежными буранами, и мы часто замечали, проезжая, их кровавые следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него человеческие трупы»

Венюков, «Кавказские воспоминания (1861-1863)»:
«Война шла с неумолимой беспощадною суровостью. Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно, и очищали земли горцев до последнего человека. Горские аулы были выжжены целыми сотнями, посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы, и оттуда отправлялись с берегам Черного моря и далее в Турцию… Аулы абадзехов на Фарсе горели дня три, наполняя горечью пространство верст за 30. Переселение шло чрезвычайно успешно…»

Речь И.Ф. Золотарева
(Директор походной канцелярии М. С. Воронцова на Кавказе)
«… первоначальным и главнейшим тому средством должно служить заселение богатых и плодородных местностей Кавказа русскими переселенцами» (с.38) "Кавказ сделался теперь русскою провинциею, а потому там и место русской колонизации".

Речь А.Б. Иваницкого
(Князь M. C. Воронцов, знакомый уже с его деятельностью на Юге России, сделал его управляющим горною частью на Кавказе и за Кавказом)
-одобрил переселение на Кавказ славян: «особенно из Чехии, Моравии, Болгарии и Сербии»;
«Заселить эти новые приобретения и утвердить их навеки за Россиею и славянскими племенами, есть великое дело нашего времени и настоящего царствования». (с.41)

Список названий - абхазских, черкесских, убыхских и др. аулов, которые - совсем уничтожены, либо название их сохранилось за населенным пунктом, но коренные жители были из них выселены.

  • Абази - был расположен на мысе Адлер (Адэлар)
  • Абин - разорен отрядом ген. Завадовского в 1838г., в феврале
  • Абуков аул
  • Агель (Агъэл)-рядом с а. Гривенским (Грунэхьабл)
  • Агипсоу - на р. Мзымта
  • Айбога – на р. Псоу
  • Ажипс (Ажъыпс)
  • Аледжукохабль (Алэджыкъохьабл) в верховьях р. Супс (ШIупс), истреблен отрядом полк. Кухаренко 11-12 февраля 1853 г.
  • Анзоровский аул (Анзаурий) разгромлен отрядом ген. Засса в 1834 г., 15 июня
  • Анчокохабль (Анцокъохьабл) - темирг Аул
  • Анчоко-хабль (Анцокъохьабл) - абадзех
  • Анухва
  • Арслан - Гирея аул на р. Аушед
  • Арт-куадже (Iаткъуаджэ) - на р. Мзымта, также назывался Губаада, от чего произошло русское название Кбаада, ныне это п. Красная Поляна. 21 мая 1864 г. именно здесь состоялся военный парад по случаю полного завоевания Зап. Кавказа и окончания Русско-Кавказской войны.
  • Аслан-мурзы аул-натух., разорен отрядом ген. Власова в 1824г., 5 февраля
  • Асретхабль (Асрэтхьабл) абадзех.. на месте современной ст. Даховской
  • Атекай - натух., здесь воспитывался адыг. писатель XIX в. Султан Крым-Гирей (Инатов)
  • Ахметук (Ахьмэтыку) на месте ст. Ахметовской, расположенной на правом берегу р. Бол. Лаба, название произошло от имени народного героя Ахмета
  • Бабук-аул (Бабыкъо къуадж) на правом берегу р. Шахе
  • Баг (Бэгъ) абазин., на р. Ходзь, на месте ст. Баговской
  • Баракай - абазин., на р. Будее
  • Баракая аул - в долине  р. Вардане (Орданэ)
  • Бадженай (Бэджэнай) мамхег
  • Баншерипш - абазин., на мысе Адлер
  • Барджукай - мамхег
  • Бгуашехабль (Бгъошэхьабл) - на месте с. Преображенское; в 1891г. аул входил в состав Майкопского отдела, но затем жителей выселили в Турцию
  • Беаанаш-шапсуг, в бассейне р. Адагум; в ауле в 1777 г. родился легендарный герой, "лев черкесов" Шеретлук Тугужуко Кизбеч 
  • (ШэрэлIыкъо Тыгъужъыкъо Къызбэч)
  • Беджекуай (Бэджэкъуай) - недалеко от ст. Кузьминской на правом берегу р. Кубань (Пшызэ)
  • Бек-Мурзы аул сожжен отрядом полк. Волкова в 1850 г.
  • Беданокохабль (Беданэкъохьабл) на р. Ходзь, на месте ст. Переправной
  • Бенокскийаул (Бэныкъо) ныне с. Беноково; в 1891 г. аул входил в состав Майкоп. отдела, нозатем жители переселились в Турцию
  • Беци - хатук, на р. Афипс
  • Бешуко-хабль - абадзех
  • Бжассохабль (БжьэшIохьабл) - Псеушхо (ШIоикъу)
  • Бибердов аул разгромлен отрядом ген. Фролова, все жители уведены в плен и аул перестал существовать
  • Биргабль (Бырхьабл) на р. Колх, впадающей в р. Ямансу (Фарз)
  • Бирджхабль (Бырджхьабл) недалеко от а. Нешукай (Нэшъукъуай)
  • Богуш (Бэгъушъ) - 4-5 км севернее п. Шпалорез
  • Богушевка (Бэгъушъ) - на р. Мацеста (МэшIост)
  • Болотокова Айтека аул (Болэтыкъо Айтэч ичыл) на месте ст. Гиагинской
  • Вулан - на р. Вулан
  • Вардань (Орданэ) на месте п. Вардане на берегу Черного моря
  • Гатьхабль - бжедуг
  • Гатюко-Хабль (Хьаткъохьабл) - абадзех
  • Гахузиноко-Хабль  на р. Адагум
  • Гечь-куадже, на берегу Черного моря
  • Гиникай (Гыныкъуай) в верховьях р. Агуй
  • Гривенский аул, Гревенс (Грунэхьабл) на месте ст. Гривенской, сюда после Бзиюкской битвы переселился Али-Султан Шеретлуков со своими поддаными. Их потомки после Октябрьской революции 1917 г. поселились в ААО. В ауле в 1808 г. родился Султан Хан-Гирей - ученый и писатель
  • Давлет-Гирея аул на р. Аушед
  • Дагамуково селение - убыхи, на месте п. Дагомыс
  • Даур-Хабль (Даурхьабл) - абадзех
  • Даур-Алим-Гирея аул - в лесах между реками Курджипсом (Къурджыпс) и Пшахой, т.е. Пшехой (Пщыхьэ)
  • Даче-Хабль (Дачъэхьабл) - мамхег, между реками Курджипсом и Белой (Шъыхьэгуащэ)
  • Дедеркой (Дэдэркъуай) - на месте п. Дедеркой
  • Детляшь (Дэлъашъу) - жанеев, на Каракубанском острове (сейчас он входит в черту гор. Краснодара)
  • Деукозиона Шумафа аул - сожжен в 1841 г. отрядом ген. Засса
  • Дешука аул - махош., на р. Колх, впадающей в р. Ямансу
  • Джанбора аул натух., разорен отрядом ген. Власова 5 февраля 1824 г.
  • Джанкатохабль (Джанчатэхьабл) - темирг
  • Джанхота аул - абазин, на мысе Адлер
  • Джемете (Джэмэтый) - на месте пос. Джемете
  • Дженчек-Хабль - абадзех
  • Дзебекой (Дзыбэкой) - в ущелье Гюзель-Дере около г. Туапсе
  • Духхабль (Дыхъохьабл) - в версте выше ст. Курджипской
  • Жека - на Геленчикском, т. е. Геленджикском заливев 35 верстах от Суджук-Кале в прямую линию Жигир-Блуко
  • Зугуркай - на р. Унабат (Унэубат) бжедуг
  • Изиго, сожжен в 1850 г. отрядом полк. Волкова
  • Каир-Бека аул абадзех., между Лабой и Белой, уничтожен отрядом ген. Завадовского в октябре 1850 г.
  • Калабат - на р. Бакан, т.е. Баканка
  • Казчериекохабль (Къазчэрыекъохьабл) окраина а. Агуй
  • Каноково (Къанэкъо)
  • Канукова Лагайдука аул беслен., на р. Лаба
  • Кечев - в ауле в 1840 г. родился адыг - писатель ХIХ в. Адыль-Гирей Кешев (Каламбий)
  • Кечисин по Султану Крым-Гирею название означает “фасольный колодец”, был расположен недалеко от г. Новороссийска
  • Кизилбек - абазин
  • Кирека - абазин., на мысе Адлер
  • Нагай Крым-Гирея аул - бжедуг., сожжен казаками в 1823г., 22 ноября. Напротив а. Лакшукай расположена местность, называемая Крым-Гирея-хабль (Къымчэрыехьабл)
  • Кодос - вокруг Кодозского залива (окраина г. Туапсе)
  • Кота - абазин., на мысе Адлер
  • Кошей - в урочище Нагой-шо, истреблен отрядом Крыжановского в 1856 г.
  • Кудако (Кудакъо) - натух., на р. Кудако, в ауле 15 августа 1843 г. родился адыг. писатель Султан Крым- Гирей (Инатов); первая в России нефтяная скважина была пробурена в долине р. Кудако-5-полк А.Н. Новосильцевым 16февраля 1866 г.
  • Куиже (Къуижъ) - мамхег
  • Куижикохабль (Къуижъыкъохьабл) - на юго-зап. Мал.Псеушхо (КодэщхьапI)
  • Кужиб (Къужъыб) - на месте п. Псебай (Псыбай)
  • Кунак-Тав - абазин
  • Кураль (Куралъ)- центр аул мамхегов, на водоразделе рек Белой и Курджипс
  • Кургокой (Кургъокъой) - на месте ст. Варениковской
  • Кургукан - махош., на р. Псефир (Псыфыр)
  • Лабугай - махош., на р. Арим, впадающей в правый берег р. Булансу
  • Лезерок - уничтожен отрядом ген. Засса, 1836 г.
  • Леуп (Лэуп) - на месте п. Лоо
  • Магомет-Паки аул - разграблен отрядом капитана Кобиняка 4 июля 1800 г.
  • Мамат-Кирея Сид-ипы селение - абазин., в верховьях р. Уруп
  • Мамрюкай - бжедуг., Псекупс (Псэкъупс)
  • Мамрюк-Огой (Мамрыкъуай) - на месте ст. Новосвободной
  • Мезиликохабль (МэзылIыкъохьабл)
  • Мезкихе (МэзкIыхьэ) - натух
  • Мезибъ (Мэзыб)
  • Мербери - махош., на р. Псефир
  • Мешодзий (МэшIодзий)
  • Минишоко-Хабль - на р. Адагум
  • Минбулатай - темирг., на р. Шаг-Ваше (Белая)
  • Мугухабль (Мыгухьабл) - 2.5 км от а. Бол. Кичмай (ШэхэкI эишху) вверх по р. Шахе
  • Мцы - абазин
  • Мысхако (Мысхьакъо, Мышъхьакъо) на месте п. Мысхако возле г. Новороссийска
  • Натырбовский аул (Нэтырбый) - на месте с. Натырбово, в 1891 г. входил в состав Майкоп. отдела, впоследствии жители переселились в Турцию
  • Негуш (Нэгъушъ) - возле а. Тхагапш (Тхьагъапшъ)
  • Неджукохабль (Нэджыкъохьабл) - в верховьях р. Супс (ШI упс), истреблен отрядом полк. Кухаренко, 1853 г.
  • Нежуко-Хабль - абадзех
  • Неугужикохабль (Нэугъужъыкъохьабл) - у подножия г. Псеушхо (Псыушхъо)
  • Озерек (Озэрэкъу) - на р. Озерейка (недалеко от г. Новороссийска)
  • Падиз - хатук., на р. Афипс (Афыпс) при устье р. Убин (Убын). На этот аул вблизи указывает и Меретуков К., который упоминает местность вблизи а. Панахес (Пэнэхэс) под названием Пэдысый
  • Патукай (ПI атI экъуай) в 6 верстах от Майкопа на р. Куро
  • Пзушахай  хатук., на р. Убин
  • Псегуб (Псэгъуб) - бжедуг., на месте ст. Мартанской, сожжен 20 ноября 1851 г. отрядом ген. Рашпиля
  • Псинаок - темирг., на р. Шхэгуашэ т.е. Белая
  • Псиф - натух., на р. Псиф (Псыф)
  • Псоу - абазин., на р. Псоу
  • Пшад (Пшъадэ) - на р. Пшад
  • Пшехос (Пшъэхъос) на месте ст. Песчанной
  • Пшихор - сожжен отрядом старшины Борзика 24 марта 1841 г.
  • Ратазай - на р. Булансу, впадающей в р.Лаба
  • Савбвай - хатук., на р. Ашипс
  • Саусрукай (Саусрыкъуай) - аул махошей, резиденция князей Богарсуковых, на р. Фарс у подножия г. Физиабго
  • Саушь (Саушъ) - на месте с. Марийно на левом берегу р. Шебш
  • Сахок - в долине р. Адагум, уничтожен царскими войсками 12 июня 1853 г.
  • Себеней - егерух., уничтожен отрядом ген. Засса в июне 1841 г.
  • Солох-аул (Шъэулэхъу къуадж) - на берегу р. Шахэ
  • Соут - уничтожен отрядом ген. Засса в 1836 г.
  • Сочи (Шъачэ) - убыхи, на берегу Черного моря
  • Сукко - натух
  • Суо - натух
  • Сухунояк - шапсуг аул в 1000 домов, в долине р. Афипс, сожжен в августе 1860 г. отрядом графа Н. Воронцова-Дашкова
  • Таганай-мамхег
  • Тайлис - уничтожен отрядом ген. Засса в 1836 г.
  • Тазартукова Асламбека аул - на р. Лаба; по Ф. А.Щербине на  р. Уруп
  • Тамовский аул уничтожен отрядом ген. Засса в ноябре 1834 г.
  • Татархабль (Тэтэрхьабл) - южнее а. Габукай (Гъобэкъуай)
  • Тау-Султанов аул -темирг
  • Темрюкай (Темрыкъуай) - темирг., на р. Белой, жители убиты, аул сожжен отрядом ген. Рихтера 23 января 1845 г.
  • Темдаши - абадзех
  • Тлабгай - махош., истреблен отрядом ген. Засса в феврале 1834 г; по С. Броневскому аул Тлебугай стоит на р. Понако впадающей
  • в р. Ямансу (Фарз)
  • Хаджи и Магомета Али Тлаходуковых аулы - по р. Ходзь, истреблены в феврале 1859 г.
  • Тлевцежева аул -мамхег, на р. Кубиок, впадающей в р. Белую
  • Тляма Аджи аул - абадзех., истреблен отрядом ген. Вельяминова 16 августа 1825 г.
  • Тох-аул - на р. Шахе ниже Солох-аула
  • Туапсе (ТI уапсэ) - шапсуг селение на месте современ. гор. Туапсе
  • Туба (ТубэкI эй) - абадзех
  • Тугуркай - бжедуг., на р. Чеби (ЧIыбый)
  • Тчех - вблизи а. Абин - истреблен отрядом ген. Завадовского в феврале 1838 г.
  • Уем - бжедуг., на р. Суп (ШIупс)
  • Унароковский аул (Унэрэкъохьабл) - на месте с.Унароково, в 1891 г. входил в состав Майкоп. отдела, затем жители выселились в Турцию
  • Уорданэ (Ордэнхэр) - мамхег
  • Усмана аул -темирг
  • Учуга - абазин., на мысе Адлер
  • Фагокохабль (Фагокъохьабл) - на зап. окраине а. Агуй
  • Хабль (Хьаплъ) - шапсуг., сожжен отрядом ген. Завадовского в сентябре 1836 г.
  • Хаджемукохабль (Хьаджэмыкъохьабл) - на месте ст. Дондуковской, жители переселились в Турцию в период с 1864 по 1891 г.
  • Хаджох (Хьаджыкъ) - на месте пос. Каменномостский
  • Хаджи-Эффенди аул темирг., на р. Белой, сожжен отрядом ген. Рихтера 23 января 1845 г.
  • Хакокуай (Хьакъокъуай) - в долине р. Аше напротив а. Хаджико (Хьаджыкъо)
  • Хакуай (Хьакъуай) - в окрестностях а. Агуй
  • Хакуай (Хьакъуай) - на сев-вост. окраине а. Наджиго (Нэжъыгу)
  • Хакохабль (Хьакъохьабл) - на правом притоке р. Шахе
  • Хакунай (Хьакъунай) - мамхег
  • Хамышки (ХъымыщкI эй) - абадзех., на месте Хамышки
  • Хапай (Хьэпай) - натух., выжжен вместе с населением - 19 июля 1778 г.
  • Хапечай (ХьапэкI ай) - темирг., на месте х. Кирова Шовгеновского района
  • Ханхабль (Хъанхьабл) - на месте ст. Ханской
  • Ханишь (Хъанышъ) - в окрестностях а. Киров (Тхьагъапшъ)
  • Харцызова Али аул - абадзех., истреблен отрядом ген. Засса в декабре 1834 г.
  • Хатхыхабль (Хьатхыхьабл)
  • Хатухабль - истреблен отрядом Крыжановского в 1856 г.
  • Хатыухабль (Хьатыухьабл) - сев. западнее Лакшукай
  • Хатугуй - бжедуг., на р. Псекупс
  • Хатугуй (Хьатыгъуай) - на окраине а. Мал. Псеушхо
  • Хаунекай (Хьаунэкъуай) - юго-западнее Егерухай (Еджэркъуай)
  • Херписаевский аул - в 12 верстах от р. Уруп (Уарп), сожжен отрядом полк. Войцицкого в апреле 1850 г.
  • Хогелк - истреблен отрядом ген. Засса в 1836 г.
  • Хойст - истреблен отрядом ген. Засса в 1836 г.
  • Хоретли (ХъорэлIый) - мамхег
  • Хотецай (ХъотыкIэй) - на р. Хотецай (недалеко от гор. Геленджика)
  • Хышхорипш - абазин., на мысе Адлер
  • Цап-Дедека аул - натух., разорен отрядом ген. Власова 5 февраля 1824 г.
  • Цусхаб (Цушъхьаб) - натух
  • Цушхе-Хабль (Цушъхьэхьабл) - окраина а. Агуй
  • Цопсин (Цопсын) - на месте Архипо-Осиповка
  • Чемитоквадже (Цурмытыкъуаджэ) - на месте Чемитоквадже
  • Чужгуча - абазин., на р.Чужипсы (Чвижепсе)
  • Чужи - абазин., на р. Худапсы
  • Чуа - абазин., на р. Мце
  • Шахгиреевский аул - абазин., в верховьях р. Ходзь, истреблен в мае 1859 г.
  • Шепсхурь - или же Шапсогур - на месте ст. Шапсугской
  • Шеретуха аул - хатук., на р. Иль
  • Шеохабль (Шъэохьабл) - за хребтом Сончытх, расположенном на сев. окраине Бол. Кичмай
  • ШэхэкI эишху
  • Шеретликохабль (ШэрэлI ыкъохьабл) - окраина а. Агуй
  • Ширги - бжедуг., на р. Чеби
  • Шагукохабль (Шъогукъохьабл) - в районе Агуй
  • Щещикой (Щэщыкъой) - на р. Ходзь
  • Эрич (ОрычI ) - шапсуг., истреблен отрядом ген. Завадовского 3-4 февраля 1853 г.
  • Эдиге-Хабль (Едыджхьабл) - абадзех
  • Ново-Казанукай (КъэзэныкъоякI ) - затоплен Краснодарским водохранилишем
  • Старо-Казанукай (Къэзэныкоежъ)
  • Лакшукай (Лэхъщыкъуай)
  • Ленинохабль (Ленинэхьабл)
  • Совет-квадже (Совет къуаджэ) - Совет-квадже
  • Шаханчериехабль (Шъхьанчэрыехьабл)
  • Шабанохабль (Щэбэнэхьабл)
  • Эдепсукай (Едэпсыкъоежъ)