Порицали ли шафииты ашаритов?

Известно, что заблудшие хотят подорвать авторитет ашаритской акыды, приводя недостоверные и сомнительные риваяты от некоторых авторитетных учёных 4-х мазхабов, в которых якобы содержится жесткая критика ашаритов. Чтобы не быть голословными, приведём пример такого вопиющего подлога от известных шейхов ваххабия, среди которых Сафар Хавали — автор книги «Манхаджуль ашаира филь акыда».

Однако сначала хотелось бы выразить особую благодарность шейху Сайфу аль-Асри, автору известной книги «аль-Кавлю Тамам би исбати Тафвиз мазхабан ли Саляфи аль-Кирам», который привёл текст подлога и последующее опровержение на него на личной странице в фэйсбуке. Далее последует текст этого недостоверного риваята и комментарий к нему. Говорит Сафар Хавали по этому поводу [пытаясь доказать, что шафииты порицали ашаритов] в своей в книге «Манхаджуль ашаира филь акыда» (стр. 71):

Сказал имам Абуль Аббас ибн Сурейдж, имеющий титул «второй аш-Шафии» и являющийся современником аль-Ашари, следующее:

«И не считаем мы истинным метод таавиля, который практикуют мутазилиты, ашариты, джахмиты, мульхиды, мушаббиха, муджассима, аль-кирамия, а также аль-мукайифа [придающие Аллаху Тааля форму], но принимаем мы сообщения эти, как они приведены [в Коране и сунне], без аллегорического толкования (таавиль) и верим в них без уподобления».

Говорит шейх Сайф аль-Асри, да сохранит его Всевышний Аллах:

«Хочу привести опровержение на эти слова из книги «Дураруль алфаз аль-аваали», автор которой говорит следующее:

«Автор книги [Сафар Хавали], да наставит его Всевышний Аллах, приводит в качестве свидетельства того, что шафииты порицали ашаритов, слова ибн Сурейджа. И это не соответствует действительности по двум причинам:

1. Ложность отнесения этих слов к ибн Сурейджу по двум причинам:

Во времена, когда жил ибн Сурейдж, ашаритов [как мазхаба] еще не существовало, ибо ибн Сурейдж умер в 303 году [по хиджре], тогда как имам аль-Ашари умер в 324 году, а родился в 260 году. Аль-Ашари следовал мутазилизму 40 лет, после чего оставил имама мутазилитов аль-Джубаи. Если предположить, что он [аль-Ашари] начал учиться у аль-Джубаи, например, в возрасте 10 лет, а затем сопровождал его в течение 40 лет, это будет означать, что ибн Сурейдж умер задолго до того, как имам аль-Ашари покаялся от заблуждений мутазилизма. Более того, допустим, что ибн Сурейдж умер всего за один день до покаяния имама аль-Ашари, но как он мог порицать мазхаб, который ещё не появился на свет? Очевидно, что ибн Сурейдж не мог порицать несуществующий мазхаб, так как он не обладает знанием скрытого.

Вторая причина несостоятельности утверждения, что ибн Сурейдж действительно мог порицать ашаритов, состоит в том, что передатчик слов ибн Сурейджа аз-Зинджани родился примерно через 80 лет после кончины ибн Сурейджа, а это означает, что в цепи передачи приписываемых ибн Сурейджу слов порицания имеется разрыв. В книге «Сияру аалями ннубаля» (т. 18, стр. 385) сказано, что ибн Сурейдж умер в 303 году, тогда как аз-Зинджани появился на свет в 380 году.

И с какой стороны не взглянешь на эти слова, всё равно они оказываются ложными. Ибн Кайим приводит это изречение в своей книге «Иджтимау джуюш», но без предварительного исследования истинности его с точки зрения иснада и матна. В свою очередь Сафар Хавали обманулся им и привел его в своей книге, полностью положившись на авторитет ибн Кайима.

Кроме того, утверждение, что, мол, шафииты порицали ашаритов, является ложным также по другой причине. А именно потому, что учёные-ашариты, а также предводители «Ахлю сунна валь джамаа» из ашаритов следовали мазхабу имама аш-Шафии, например, имам аль-Газали, автор известных книг по шафиитскому фикху («аль-Ваджиз», «аль-Басит» и «аль-Васит»), имамуль-харамайн [Джувейни], имам ан-Навави, имам ибн Хаджар, имам ар-Рази, имам ас-Субки и имам ибн Салах, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Если хочешь удостоверится в том, что все вышеперечисленные люди являлись ашаритами, обратись к чтению книг «Табакату аш-Шафиийя». И, пречист Аллах, как это могло быть неизвестным для автора книги [Сафара Хавали]!».