Понимание таухида у ашаритов и ибн Таймийи

Сначала мы разъясним, как именно ашариты делят таухид, затем расскажем, какие виды куфра они выделяют и по каким причинам. Далее мы перейдём к рассмотрению того, как делит таухид ибн Таймийя.

Итак, ашариты разделили таухид на три вида:

таухид сущности

таухид атрибутов

таухид в действиях

Камалуддин ибн Аби аш-Шариф пишет в «Аль-Мусамара шарх аль-Мусаяра»: «Таухид – это убеждённость в том, что Аллах Един в сущности, атрибутах и действиях» (43), – иными словами, есть три вида таухида: таухид сущности, таухид сифатов и таухид действий. Ашариты дают краткое определение тавхиду: «Таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварища в божественности и в особых аспектах [божественности]».

Сад ад-Дин ат-Тафтазани пишет в «Шарх аль-Макасид» (3\27): «Суть единобожия – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварища в божественности и в особых аспектах [божественности]. И для мусульман очевидно, что управление миром, сотворение тел, пребывание Тем, кто достоин поклонения, предвечность – это особые аспекты божественности (то есть никто другой не может быть ими описан. – прим. переводчика). В общем, отсутствие у Аллаха сотоварища в божественности установлено как Шариатом, так и разумом. Шариатским доказательством того, что лишь Аллах достоин поклонения, является аят:

«Но Аллах в Своих Писаниях и через Своих пророков велит поклоняться только Аллаху Единому, помимо которого нет никаких божеств. Аллах - слава Ему Всевышнему! - превыше всех тех, которым они поклоняются!» (Тауба, 31)

Ибн аль-Хуммам пишет в «Аль-Муясара»: «Когда доказана Единственность Аллаха в божественности, доказана и нужда всего созданного в Нём». Ибн Аби Шариф толкует эти слова [58]: «Божественность – это описание такими качествами, которые делают описываемое достойным поклонения. Это качества, которыми мы описываем только нашего Господа, и в них у Него нет сотоварища. Это особые аспекты божественности. К ним относятся сотворение из небытия, управление миром, абсолютная самодостаточность».

Он сказал так: «Единственность означает невозможность делимости и отсутствие подобного. И Аллах Единственен в обоих этих смыслах. Что касается первого смысла, то Он превыше того, чтобы состоять из частей, иметь границы или размер. Что касается второго, то нет ничего подобного Ему». Что касается взгляда ашаритов на куфр, его причины и виды, мы приведём слова ибн аль-Хуммама из «Аль-Муясара» с толкованием ибн Аби Шарифа, поскольку в них содержатся разъяснения вопросов, связанных с ширком и куфром, а также доказательства существования Аллаха из Корана и свидетельствования фитры. Хотя ибн аль-Хуммам был ханафитом, в акыде он следовал методу ашаритов. А ибн Аби Шариф – шафиит-ашарит. Итак, вот эти слова:

(Первая основа- знание о Его существовании.) Лучше всего озаряться светом и следовать пути размышления, который описан в Коране. И после разъяснения Аллаха нет другого разъяснения. (И Он ведет к Себе), то есть к пониманию Его существования. Каждый, кто будет размышлять об удивительности всего перечисленного касательно сотворения земли и небес и всего другого, на что указывает аят, (поймёт,) что (все эти явления нуждаются в Том, Кто их сотворил) из небытия, (в Творце, который их установил,) в виде определённого закона. (И с этим согласны все, чьё мнение имеет значение, кроме некоторых заблудших), например, секты ад-дахария.

(Поистине, те, кто придаёт Аллаху сотоварища, впадают в неверие,) когда обращаются к какому-то иному божеству, кроме Аллаха, (а также относя некоторые явления не к Аллаху и отрицая то, за отрицание чего человек впадает в куфр, например, отрицая воскрешение.) Далее автор перечисляет тех, кто совершил различные виды ширка, (подобно зороастрийцам, которые поклонялись огню,) то есть взывали и поклонялись другому богу, (или язычникам, которые поклонялись идолам), поскольку они им поклонялись, (и сабии, которые поклоняются небесным светилам), поскольку они поклонялись планетам, помимо Аллаха.

Что касается тех, кто относит некоторые явления к кому-то, помимо Аллаха, то это зороастрийцы, которые верили, что есть отдельный Бог Зла, подобно тому как язычники верили, что некоторыми явлениями управляют идолы, как об этом сообщает Всевышний в Коране. Также сабии относили некоторые явления к звёздам. Аллах превыше того, чтобы у него были сотоварищи.(Они признавали, что Творцом небес и земли является Аллах и что Он главный, кому надо поклоняться. Об этом сказано в Коране: «Если вы их спросите, кто сотворил небеса и землю, то они ответят: «Аллах». Это заложено в их фитре.) С момента их сотворения эта мысль была естественна для их разума. (…) (И поэтому), то есть потому, что это заложено в их фитре, (пророки пришли с призывом к таухиду) то есть к убеждению в том, что у Аллаха нет сотоварищей в божественности и её особых аспектах, таких, как управление миром, пребывание Тем, кто достоин поклонения, сотворение тел, поскольку всё это относится к таухиду. И они должны были (засвидетельствовать, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, но не должны были признать, что у творений есть Творец.) И если мы доказали, что такое убеждение естественно для человека, то человеческой фитры и этих аятов достаточно для доказательства». Конец цитаты из толкования «Аль-Муясара».

Так ашариты говорят о таухиде и ширке. Они пояснили, что таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в сущности, ни в атрибутах, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на сущность Аллаха, и нет ни у кого таких атрибутов, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Таким образом, таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей в божественности и в её особых аспектах. Божественность – это наличие таких атрибутов, наличия которых достаточно, чтобы быть объектом поклонения.

Эти атрибуты называются особыми атрибутами божественности. К ним относится сотворение мира и управление им, пребывание Тем, кто достоин поклонения, исключительное право устанавливать шариат, абсолютная самодостаточность. Таухид выражается через отрицание подобия, то есть признание того, что нет никого и ничего, похожего на Аллаха или подобного Ему в чем-либо, то есть нет подобия ни в сущности, ни в атрибутах, ни в действиях, поскольку:

«Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий».

В этом и заключается смысл таухида, с которым были отправлены пророки, и противоположностью этому является ширк. Ширк – это убеждение, что у Аллаха есть сотоварищ либо в сущности, либо в атрибутах, либо в действиях. Другими словами, это убеждённость в наличии у Аллаха сотоварища в божественности и её особых аспектах, то есть это убеждённость в подобии Аллаха творениям либо в сущности, либо в атрибутах, либо в действиях. Также слово «таухид» используется для отрицания в отношении Аллаха сочленённости, размеров и границ. Вот как ашариты понимают таухид и ширк. Это очень глубокое понимание, в котором нет изъяна.

Перед тем как перейти к разбору позиции ибн Таймийи, мы рассмотрим такие понятия, как «таухид рубубия» и «таухид улюхия». Мы говорим, и лишь от Аллаха тауфик:

Ар-рубубия – это имя, которое указывает на определённые качества, которыми описан Господь-Творец, на атрибуты, из которых вытекает, что Он Господь. В языке это слово означает «воспитывать» или «доводить вещь до совершенства». Затем это слово стало употребляться в отношении господина и руководителя (и другие смыслы, близкие к этим). И поэтому истинное воспитание и руководство в отношении всех творений – это атрибут Аллаха. И поэтому Аллах – Господь миров, Господь каждой вещи. Рубубия – это все сифаты, которые имеют отношение к влиянию на творения. И имя «ар-Рабб» указывает на все эти атрибуты.

Что касается слова «аль-улюхия», то оно обозначает поклонение. Поэтому слова «ля иляха иля ЛЛах» означают: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха». Этот сифат является особым качеством божественности. Аллах сотворил мир, управляет им, довёл его до совершенства и при этом не нуждается ни в ком и ни в чём. А всё остальное нуждается в Нём, и лишь Он устанавливает шариат. Так божество становится достойным поклонения. Становится ясно, что таухид улюхия – это разновидность таухида рубубия. Люди поклоняются тому, в ком видят атрибуты рубубия. Это либо абсолютное господство, как в случае с Аллахом, либо небольшое, ограниченное господство, которое получено от более сильного Господа, как в язычестве, где поклонялись одновременно Аллаху и другим божествам. Язычники поклонялись им на основе своего убеждения в том, что Аллах отдал им часть Своего управления миром и освободил Себя от этого. Из-за этого ограниченного господства язычники и поклонялись идолам, боялись их и страшились их прогневать. Приписав им рубубия, они стали исповедовать в отношении них улюхия.

Есть разные виды тех, кто поклоняется кому-то, кроме Аллаха:

Вид первый – те, о ком Аллах сказал:

«Искренняя, чистая вера может быть только в Аллаха Единого! А многобожники, которые помимо Аллаха взяли заступников, утверждают: "Мы не поклоняемся этим как творцам, а поклоняемся им, чтобы они больше приблизили нас к Аллаху своим заступничеством за нас перед Ним". Аллах рассудит между этими многобожниками и верующими единобожниками в том, в чём они противоречат друг другу относительно многобожия и единобожия. Аллах не направляет к прямому пути истины лжецов и нечестивцев, которые упорно лгут» (Зумар, 3).

Эти язычники верят в Аллаха и не думают, что те, кому они поклоняются, являются сотоварищами Аллаха в творении или управлении, получении пропитания, здоровья, рождении детей и так далее. Они считали, что Аллах сделал посредников между собой и людьми и что к Аллаху можно приблизиться только через них. Поэтому они стали им поклоняться. (Этот вид язычников некоторые невежды стали сравнивать с мусульманами, совершающими тавассуль и истигаса. Ни один мусульманин, совершающий тавассуль или истигаса, не говорит о его обязательности, речь идет лишь о допустимости. А те язычники верили в то, что такое посредничество является обязательным и что приближение – это задача этих божеств, что является ширком в рубубия. А мусульмане, которые совершают тавассуль, считают, что приближает рабов к Себе только Аллах, никто из рабов не способен это сделать, просто любовь и молитва праведника за тебя может стать причиной, по которой Аллах приблизит тебя к Себе. Аллах знает лучше. – прим. переводчика).

Второй вид: это те, про кого Аллах сказал:

«Никто не вредит себе более, чем тот, кто не уверовал и возвёл на Аллаха ложь или не верил в знамения, ниспосланные Аллахом Своему посланнику. Поистине, успех никогда не сопутствует неверному, и он всегда терпит убытки из-за того, что не уверовал и навлёк на себя гнев Аллаха.
Эти многобожники, навязывающие Аллаху сотоварищей, поклоняются идолам, которые не могут принести им ни пользы, ни вреда. Они говорят: "Эти идолы - наши заступники перед Аллахом в будущей жизни". Скажи им, о посланник: "Разве вы сообщите Аллаху о сотоварище, которого Он не знает ни на небесах, ни на земле?" Хвала Аллаху! Он превыше того, что вы навязываете Ему сотоварищей и что вы утверждаете, поклоняясь им» (Юнус, 17-18).

Эта группа поклонялась идолам не потому, что считала, что те могут помочь им в мирском, и не потому, что считала, что идолы могут навредить им, а потому, что считала, что их божества могли заступиться за них без дозволения на то Аллаха. Иными словами, они считали, что Аллах полностью поручил им заступничество и что идолы заступаются согласно своим желаниям, а не тому, что пожелал Аллах. Об этом говорится в аяте:

«Но многобожники взяли себе помимо Аллаха заступников, чтобы те помогли им приблизиться к Аллаху. Скажи им, о Мухаммад: "Неужели вы им поклоняетесь, даже если они не властны ни над чем и ничего не разумеют?!"
Скажи им, о Мухаммад: "Аллаху Единому принадлежит заступничество полностью. Никто не получит заступничества без Его воли. Ему, Единому, принадлежит власть над небесами и землёй! К Нему только вы будете возвращены, и Он рассудит вас и воздаст вам за ваши деяния» (Зумар, 43-44).

Аллах отвечает на это утверждение язычников следующим образом: во-первых, они ничем не владеют, в том числе и шафаатом. Это опровергает убеждение язычников, что их божества могут заступаться независимо от воли Аллаха. Власть – это управление чем-либо таким образом, каким не может никто другой. Во-вторых, заступничество полностью принадлежит Аллаху, и нет заступников, кроме тех, кому Аллах позволил заступаться. Аллах – это не единственный заступник, но Ему принадлежит вся власть на небесах и земле, и всё к Нему возвратится. И лишь Он всех рассудит и каждому воздаст по его делам. Однако эти язычники считали, что их идолы могут заступиться за всех, кого пожелают. Поэтому они поклонялись идолам, будучи убеждёнными в том, что те могут заступиться.

Третья группа: язычники, которые считали, что их идолы могут принести им пользу и вред, что идолы приносят им удачу и помощь и устраняют различные бедствия, помогают победить врагов.

Они считали, что Аллах передал идолам управление этим и те обладают определенным господством. Это подобно тому, как правитель передает некоторые функции своему заместителю. Будучи убеждёнными в том, что идолы обладают господством в отдельных вещах, эти язычники поклонялись им. Об этой группе Аллах сказал:

«Многобожники поклонялись божествам помимо Аллаха, надеясь на их помощь и заступничество.
Но эти боги не смогут им помочь, если бы Аллах пожелал им вреда. Поистине, они не в состоянии ни навредить им, ни принести им пользы, но нечестивцы служат своим слабым божествам и защищают их, словно рать» (Ясин, 74-75).

Также Всевышний сказал:

«Эти неверующие поклонялись разным божествам, кроме Аллаха, чтобы они были их заступниками и сторонниками в будущей жизни.
Им следует отречься от этого. Ведь их божества отвергнут их поклонение, откажутся от них в будущей жизни, будут их противниками и попросят их наказать» (Марьям, 81-82).

Эти язычники поклонялись идолам, считая, что те, к примеру, могут помочь им победить врагов.
Большинство арабов во времена джахилии совершало эти три вида ширка. Часть из них исповедовала все три вида ширка в отношении своих идолов, часть – лишь один или два.

Четвертый вид: те, кто приписывает право установления шариата кому-то, кроме Аллаха, например, священникам или раввинам. Аллах упомянул их в аяте:

«Они (иудеи и христиане) чтут, как Господа, своих раввинов и монахов, которые читают им назидания, и их проповеди - религия для них, даже, если отличаются от слов их пророков. Итак, следуя за раввинами и монахами, они находятся в заблуждении. Они также поклонялись Мессии Исе, сыну Марьям. Но Аллах в Своих Писаниях и через Своих пророков велит поклоняться только Аллаху Единому, помимо которого нет никаких божеств. Аллах - слава Ему Всевышнему! - превыше всех тех, кому они поклоняются!» (Тауба, 31)

Также об этом говорится в аяте:

«Скажи (о пророк!): "О обладатели Писания! Приходите к справедливому слову, равному для вас и для нас, которое мы вместе с вами будем помнить, чтобы нам никому не поклоняться, кроме Аллаха, и никого не придавать Ему в сотоварищи. Мы не должны друг друга убеждать относительно разрешённого или запрещённого, минуя законы Аллаха, которым должны неукоснительно повиноваться". Если же они отвратятся от этого справедливого призыва Аллаха, то скажите им: "Засвидетельствуйте, мы - предавшиеся Аллаху, верны Его религии, ни к кому не обращаемся и никого не просим, кроме Него"» (Аль-Имран, 64).

Язычники дали своим священникам право создавать закон, а это является качеством господства. Таким образом, они посчитали их господами и стали следовать их решениям. Так они поклонялись им, ведь подчинение в законе – это вид поклонения. (Здесь надо учесть, что речь идет именно о добровольном подчинении и об убеждении, что определённые люди имеют право выносить решения наравне с Аллахом и что надо следовать их решениям. Это не относится к выполнению светских законов, как полагают некоторые крайние течения, поскольку шариатского государства сегодня нет и невозможно не жить по светским законам. Главное – не считать, что этот закон равен Шариату или лучше его. К сожалению, встречаются «мусульмане», которые так считают. Убеждение, что светский закон равен Шариату или лучше, является «рида». – прим. переводчика.)

Пятый вид: это те, кто считает, что у Аллаха есть сотоварищи в управлении мира.

Таких язычников очень много: есть те, кто считает, что есть два или три бога, есть те, кто считает, что богов гораздо больше. Эти язычники разделили между своими богами управление над миром, и затем некоторые из них проявлялись в виде тел. Они считали, что их божества могу вселяться в тела и появляться в человеческом облике.

Вот пять групп язычников, которые поклоняются кому-то ещё, помимо Аллаха. Часть из них (первые четыре группы) считают, что их божества обладают частичным господством, а пятая группа считает, что каждый из их божеств обладает полным господством. Первые четыре вида ширка были распространены среди арабов во время джахилии.

Шестой вид: те, кто не придавал никаких качеств божественности идолам, но поклонялся им, следуя обычаям предков, для сохранения национального единства народа и из-за страха разделения.

Это разъяснил Ибрахим своему народу:

«Ибрахим сказал своему народу: "Вы поклоняетесь ложным божествам и продолжаете поклоняться этим идолам помимо Аллаха из-за привязанности друг к другу в земном мире. Но потом - в День Воскресения - это изменится, и ваши предводители станут отрекаться от вас, а последователи будут проклинать своих руководителей. Пристанищем для вас всех станет огонь, и не будет у вас ни защитника, ни помощника, который мог бы оказать вам помощь и спасти вас от огня"» (Аль-‘Нкабут, 25).

Разделение язычников на эти группы следует из размышлений над аятами Корана, в которых разъясняется, что такое ширк и приводятся различные его виды в рассказах о предшествующих общинах. Так становится понятно, что рубубия – это основа, на которой зиждется улюхия. Лишь приписывая божеству аспекты господства, пусть даже частичные, язычник начинает ему поклоняться. Становится очевидной ошибочность мнения, что у арабов во времена джахилии был таухид рубубия, то есть что, якобы, арабы-язычники приписывали Аллаху сотоварищей лишь в поклонении, но в таухиде господства не придавали Ему сотоварищей. Из аятов, которые мы приводили, становится ясно, что арабы придавали Аллаху сотоварищей лишь в некоторых аспектах господства, но не во всех. Поэтому они просили у своих идолов милость, пропитание, победу и другие мирские вещи и поклонялись, желая получить всё это при помощи истуканов. А ведь это исключительные аспекты божественности, поскольку лишь Господь властен над всякой вещью.

Для того, чтобы утвердить таухид улюхия, необходимо полностью утвердить таухид рубубия и разъяснить, что всё господство принадлежит лишь Аллаху и у него нет никаких сотоварищей в управлении мира. Согласно этому пониманию в Коране разъясняется необходимость таухида улюхия через утверждение таухида рубубия. Примером этому может служить аят:

«О люди, поклоняйтесь Господу вашему, который сотворил вас и тех, кто был до вас» (Бакара, 21), –

или:

«Что мне мешает поклоняться Тому, кто меня сотворил? И к Нему только, а не к кому-либо другому, вы возвратитесь!
Неужели я стану поклоняться другим богам, кроме Него, которые не могут помочь мне или заступиться за меня, если Аллах пожелает мне зла?
Неужели я стану поклоняться другим богам, кроме Аллаха? Ведь я тогда окажусь в явном заблуждении.

Я уверовал в вашего Господа, который сотворил вас и заботится о вас. Послушайте меня и повинуйтесь Аллаху!"» (Я Син, 22-25), –

или:

«Господь - хвала Ему! - Творец небес и земли, а также всего того, что между ними. Он правит всеми делами. Он Единый, который заслуживает поклонения. Поклоняйся же Ему и будь терпелив и стоек в поклонении Ему. Он - хвала Ему! - единственный, заслуживающий поклонения. Нет Ему подобного, кто заслужил бы поклонение или заслужил бы право называться любым из Его имён» (Марьям, 65), – или:

«Несмотря на это, неверные не стали поклоняться Аллаху, а вместо Него поклонялись другим богам - идолам, звёздам или людям, которые не могут сотворить ничего, а сами сотворены Аллахом, не могут ни отвратить от себя вреда, ни принести себе пользы. Они никого не могут ни оживить, ни умертвить, ни воскресить из могилы после смерти. Кто ничего не может сотворить и не властен ни над чем, не заслуживает поклонения. До чего же невежествен тот, кто поклоняется таким богам! Только Тот, кто властен над каждой вещью, достоин, чтобы Ему Единому поклонялись!» (Фуркан, 3) –

или:

«О люди! Помните милость Аллаха вам, благодарите Его и выражайте Ему свою признательность за это. И скажите то, что вы признаёте в своих душах: "Нет иного творца, кроме Аллаха!" Он дарует вам удел с неба, посылая вам дождь, и с земли - то, что растёт на ней. Благодаря этому уделу вы живёте и питаетесь. Аллах Единый дарует Своим рабам уделы, и нет другого божества, кроме Него. Что же вы отклоняетесь от признания единственности своего Творца, дающего вам удел, и придаёте Ему сотоварищей в поклонении Ему?» (Аль-Фатыр, 3) –

или:

«Я узнал, что она и её народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан так разукрасил им их деяния, что они думают это - доброе деяние, хотя это - скверное деяние. Так шайтан сбил их с прямого пути истины, и они пребывают в заблуждении, не поклоняясь Всевышнему Аллаху, который выявляет скрытое в небесах и на земле и ведает то, что вы скрываете в сердце, и то, что вы говорите и раскрываете» (Намль, 24-25).

Во всех этих аятах необходимости таухида улюхия доказана через обязательность таухида в рубубия. Из утверждения, что всё господство принадлежит лишь Аллаху, непременно следует, что творения являются рабами Аллаха и лишь Аллах – их Господь и Царь. Из всего этого следует, что лишь Аллах достоин поклонения, поскольку нет господа наравне с ним, а значит, не может быть никакого божества для поклонения, кроме Него.

И для любого разумного человека из утверждения о господстве следует, что господин достоин поклонения. А из отрицания чьего-либо господства следует, что тот, чье господство отрицается, не достоин поклонения. Утверждения господства и достоинства поклонения взаимосвязаны. Так Аллах утвердил это понимание в людских умах.

Ширк в поклонении совершается лишь на основе убеждения, что у Аллаха есть сотоварищ в господстве. Когда это опровергается, человек осознаёт, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. Язычник не будет описывать Аллаха единственно достойным поклонения, пока не уверует в Аллаха как в единственного Господа. Пока в его душе будет убеждение, что есть господа, кроме Аллаха, он будет считать, что кто-то, помимо Аллаха, достоин поклонения.

Любой обладающий разумом понимает, что таухид рубубия и таухид улюхия связаны друг с другом и один вид вытекает из другого, их нельзя разделить ни в теории, ни на практике. Разделение их на два самостоятельных вида и утверждение, что они не связаны друг с другом и что один вид может существовать без другого, – это явная ошибка. Каждый, кто утверждает, что лишь Аллах – Господь во всём, автоматически признаёт, что лишь Аллах достоин поклонения. Каждый, кто утверждает, что лишь Аллаху нужно поклоняться, одновременно утверждает, что нет Господа, кроме Него. В этом и заключается смысл «ля иляха иля ЛЛах» в сердцах всех мусульман.

Поэтому в Коране во множестве аятов мы видим, как эти два таухида связаны друг с другом. Отсутствие одного вида таухида связано с отсутствием другого. Посмотрите на аят:

«Если бы было два божества, то всё уничтожилось бы» (Аль-Анбия, 22).

или:

«Аллах не брал Себе сына, и у Него не было сына. Аллах превыше этого. Никогда не было у Аллаха соучастников. Если бы были наряду с Ним другие божества, то каждый бог взял бы себе то, что сотворил, и имел бы своё царство независимо от других, и они стремились бы возвыситься друг над другом и боролись бы друг с другом, и расстроилась бы Вселенная. Хвала Аллаху! Безупречен Он и превыше того, что они ложно измышляют» (Му’минун, 91).

Мы видим, что множество божеств в поклонении связано с убеждением в господстве многих. Уничтожение небес и земли связано с множественностью господства.

Утверждение самостоятельного существования этих таухидов содержит ряд ошибок:

Первая [ошибка]: мнение, что рубубия – это только творить, хотя данное понятие включает в себя все атрибуты, обладающий которыми становится достойным поклонения, такие, как сотворение мира, управление им, установление шариата.

Вторая [ошибка]: утверждение, что таухиды рубубия и улюхия могут существовать самостоятельно, то есть утверждение, что из таухида рубубия не вытекает таухид улюхия. Человек, утверждающий это, может верить в единство господства Аллаха в этом мире, но наравне с Ним поклоняться кому-то ещё. Ошибочность этого мнения мы уже доказали.

Третья [ошибка]: утверждение, что арабы во время джахилии обладали таухидом рубубия, но совершали ширк в улюхия.

Четвёртая [ошибка]: такфир. Это разделение было произведено для того, чтобы сравнить большинство мусульман с язычниками и обвинить их в ширке в улюхия.

Однако это деление ошибочно.

Правильное же деление приводится у ашаритов, то есть таухид сущности, таухид атрибутов и таухид действий. А Аллах знает лучше.

Третий вид, который выделяет ибн Таймийя, – это «таухид асмау ва сифат». Под этим подразумевается описание Аллаха тем, чем Он описал Сам Себя, без отрицания. Нельзя употреблять в отношении Аллаха то, чего нет в Коране и достоверной Сунне. Вот что имеют в виду те, кто так делит таухид. Здесь есть много противоречий и ужасных ошибок.

Смысл утверждения в отношении Аллаха всего, чем Он Сам Себя описал, заключается в том, что всё надо понимать буквально, без аллегорического толкования. Именно это дополнение привело ко множеству ошибок в этом вопросе. В итоге получается ересь. Это приводит к заблуждению в вопросах, касающихся имён и атрибутов Аллаха.

Выделение этого вида содержит в себе ряд ошибок:

Первая [ошибка]: в названии. Этот вид называется «таухид в именах и атрибутах», хотя его смысл в утверждении буквального смысла атрибутов и имён. Это выражение есть в книге «Минхадж ас-сунна»

Вторая [ошибка]: непроработанность вопроса.

Третья [ошибка]: автор этого деления непоследователен, он не описывает Аллаха тем множеством слов, которыми Аллах описал Сам Себя, хотя, согласно правилу, которое сам же автор выдвигает, следует так поступать. Например, «забывчивость». Аллах сказал:

«Они забыли Аллаха, и Аллах забыл их».

Также в достоверных хадисах встречаются такие слова, как «бег», «смех», «болезнь», «голод». Аллах их употребил в отношении Самого Себя. Однако все это ибн Таймийя не утверждал в отношении Аллаха, поскольку считал, что нужно трактовать это не буквально, а аллегорически. Ведь буквальные смыслы невозможны в отношении Аллаха. И в данном случае это правильно, но противоречит тому правилу, которое выдвинул сам ибн Таймийя.

Четвёртая [ошибка]: ибн Таймийя описывает Аллаха словами, которых нет ни в Коране, ни в Сунне:

Граница (хадд). См. «Мавафикатуль-макуль лисахихиль-манкуль» (2\29).

Сидение на Арше. Ибн Таймийя пишет в «Маджмуль-фатава»: «Алимы и вали передают, что Аллах посадит [Мухаммада] рядом с собой на Арше». (4\374). Также на это указывает ибн Кайим в «Бадаиу аль-Фаваид»(4\39).

Он допускает возможность употребления в отношении Аллаха слова «тело». Ибн Таймийя пишет в «Та’сис фи радд асас такдис»: «Нет ни в Коране, ни в Cунне, ни в словах имамов-саляфов слов о том, что Аллах не является телом или что его сифаты не являются телом» (1\101). Мы ещё приведем слова имама Ахмада, в которых отрицается телесность Аллаха.

Также он пишет в «Та’сис», что если бы Аллах пожелал, то сел бы даже на комара и утвердился бы там на основе своего могущества, значит, естественно, он может сидеть и на Арше.

Также он пишет в книге «Баяну талбис аль-джавхимия»: «Уподобление Аллаха нигде не порицается: ни в Коране, ни в хадисах, ни в изречениях сахабов и табиинов». Таким образом, он хочет сказать, что не видит ничего плохого в уподоблении Аллаха чему-либо. Но он не прав, ведь есть аят:

«Нет ничего, подобного Ему».

Также он противоречит умме, как мы докажем чуть ниже.

Пятая [ошибка]: он утверждает в отношении Аллаха буквальный смысл некоторых атрибуты, которые использованы в Коране в переносном значении. Так он уподобил Аллаха творениям, в чем не видел ничего плохого. Мы приведём доказательства из Корана, Сунны и слов имамов-саляфов о том, что ташбих порицается в Исламе.

Мы говорим:

Захаби приводит слова имама Абу Ханифы: «С востока пришло два мерзких новшества: джахм-муатил и мукатиль-мушабих» (Сияр 7\202).

Ибн Джарир ат-Табари приводит в толковании суры «Аль-Ихляс» слова Абу аль-Алия и других саляфов: «Нет у Аллаха похожего и подобного».

Имам аль-Байхаки пишет в «Манакиб аль-имам Ахмад»: «Ахмад отрицал, что Аллаха можно называть телом. Он сказал: «Имена Аллаха берутся из Шариата и языка. Знатоки языка используют слово «тело» для того, что имеет длину и ширину, состоит из частей и существует в виде образа. Аллах превыше всего этого. Нельзя называть Аллаха телом, ибо Аллах превыше смыслов телесности. Также это слово не пришло в Шариате, значит, нельзя использовать это слово». Это же высказывание есть в «Табакат аль-Ханабиля» Абу Яля (2\298).

Также в «Табакат аль-Ханабиля» говорится, что имам Ахмад сказал: «Поистине, у Аллаха есть «йадейн», но как атрибут, а не как два органа, и они не существуют в виде тела и не являются видом телесности. Также они не ограничены и не составлены. Их нельзя сравнивать ни с чем из этого рода. Нельзя говорить, что у Аллаха есть запястье или другие части, и нельзя приписывать Ему ничего из того, что означает слово «рука». Мы должны описывать Его лишь тем, что пришло в Коране и достоверной Сунне» (2\297).

Имам ат-Тахави разъясняет акыду Ахлю-с-Сунна Валь-джама’а: «Аллах чист от ограничений, от наличия у Него органов, частей, и Его не объемлет шесть сторон, как остальные творения».

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Когда мусульмане говорят, что Аллах истава 'аляль Арш - это не означает, что Аллах соприкасается с Аршем, находится на нём, сидит там или занимает какое-то место. Он отделён от всех творений, а это лишь сообщение, которые мы должны принять. Мы проговариваем его и отрицаем пояснение «как», поскольку «нет ничего, подобного Ему». (Алямуль-хадис шарх аль-Бухари, 2\141).

Ибн аль-Джавзи пишет в «Маджалис фи аль-Муташабихат»: «Нет расхождения в наличии сифата «йад», поистине, есть расхождение в органе. Нет расхождения в сифате «аль-вадж», поистине, есть расхождение в телесном образе» (с. 54).

Имам Изуддин ибн Абду-с-салям сказал: «Аллах не является телом, не является субстанцией, ограниченной размером, ничему не подобен, и ничто не подобно Ему. Направления не объемлют Его, и Он не находится ни на земле, ни на небесах. Он существовал до того, как сотворил время и пространство. И сейчас Он существует так же». (Табакат Шафии аль-Кубра, 8\219).

Аль-хафиз аль-Аскаляни сказал: «То, что Аллах не находится ни вверху, ни внизу, не означает, что мы не можем его описывать сифатом «улув» (возвышенность), ведь имеется в виду возвышенность в переносном значении. Аллах не может находиться вверху буквально» (Фатхуль-Барри, 6\136). Имам также пишет, толкуя хадис про «нузуль»: «Этот хадис приводят те, кто утверждает, что Аллах находится в какой-либо стороне, и это – возвышенность. Большинство отвергает это, поскольку из этого вытекает, что Аллах имеет место. Аллах чист от этого» (Фатхуль-бари, 3\30). Также он сказал: «Самое достоверное мнение среди саляфов и ученых Ахлю-с-Сунна заключается в том, что Аллах чист от движений, перемещений и занятия места. Нет ничего, подобного Ему».

Таким образом, деление таухида, которое выдумал ибн Таймийя, ложно и противоречит Шариату. А правильное деление – это то, которое используют ашариты: единственность в сущности, в атрибутах и в действиях.

На единственность сущности указывает аят:

«Он Аллах Единый», –

и другие аяты. Единственность в атрибутах указана в аяте:

«Нет ничего, подобного Ему».

На единственность действий указывает аят:

«Аллах – Творец каждой вещи»,

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».

Другие аяты также указывают на это. Аллаху Акбар!