Главенство ашаритов

Шафиитский ученый из числа рода Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обновитель религии 12-го столетия, имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад аль-Хусайни (1044-1132 х) писал: اعلم أن مذهب الأشاعرة في الاعتقاد هو ما كان عليه جماهير أمة الإسلام علماؤها ودهماؤها، إذ المنتسبون إليهم والسالكون طريقهم كانوا أئمة أهل العلوم قاطبة على مرّ الأيام والسنين، وهم أئمة علم التوحيد والكلام والتفسير والقراءة والفقه وأصوله والحديث وفنونه والتصوف واللغة والتاريخ

«Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как: таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, тарих». [«Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8]

С помощью Всевышнего Аллаха, хочу упомянуть имена ученых-ашаритов (после времени имама аль-Аш’ари), которые внесли неоценимый вклад в развитие этих исламских наук. Постараюсь выделить самых известных и авторитетных ученых с каждого века, чьи имена на слуху у требующих знания, и без чьих трудов не обходится ни один исламский студент и ученый уже сотни лет. И вы увидите, что ашариты – это лидеры в каждой исламской науке. Они буквально заполонили исламскую научную сферу своими трудами, что там не осталось места для заблудших. Все их труды пользуются успехом с момента их написания и до наших дней. Все они придерживаются истинной акыды ахлю-Сунна.

Замечу, что буду использовать термин “ашарит” в широкой смысле, то есть, даже если кто-то из ученых будет считаться матуридитом (ханафитом) или асаритом (ханбалитом), то и в этом случае относят его к ашаритами, так как решающим критерием тут считается приверженность этих ученых правильной акыде – акыде абсолютного бесподобия Аллаха творениям, в которой отсутствуют всякого рода заблуждения, как описание Аллаха местом, сторонами, границами, частями тела и другими физическими и пространственными характеристиками. Все эти ученые очищают Аллаха от этих недостатков. Так перечислим же их имена.

Фикх и усуль аль-фикх:

Ученые-факихи, которые разъяснили нам Шариат и чей труд просто невозможно оценить. Нет такого студента, который бы не проходил их книг или не обучался бы по ним. А иначе он просто не студент.

Ханафиты: Ас-Сарахси (ум. 483 х), Абуль-Йуср аль-Баздави (421-493 х), аль-Касани (ум. 587 х), аль-Маргинани (530-593 х), Зайнуддин аль-Кирмани (ум. 597 х), аль-Мавсили (599-683 х), аз-Зайля’и (ум. 743 х), Сираджуддин аль-Газнави (704-773 х), Аляуддин аль-Бухари (ум. 790 х), Бахауддин Ибн аз-Зия (789-854 х), Камалуддин ибн Хумам ас-Сиваси (790-861 х), Ибн Амир аль-Хадж (825-879 х), Рахматуллах ас-Синди (ум. 993 х), Ибн Нуджейм (ум. 970 х), Низамуддин аль-Балхи (ум. 1036 х), аш-Шурунбуляли (994-1069 х), аль-Хаскафи (1025-1088 х), аль-Хадими (1113-1176), аз-Забиди (ум. 1205 х), ат-Тахтави (ум. 1231), Ибн Абидин (1198-1252 х), Абдул-Гани аль-Майдани (ум. 1298 х) и др.

Маликиты: Абдул-Ваххаб аль-Багдади (362-442 х), Абуль-Валид аль-Баджи (419-478 х), Ибн Рушд (450-520 х), Абу Бакр ат-Тартуши (451-520 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Кади Ийяд (476-544 х), Абуль-Хасан Ибн аль-Каттан (562-628 х), Ибн аль-Хаджиб (ум. 646 х), Абуль-Хасан аш-Шазили (593-657 х), аль-Куртуби (600-671 х), аль-Карафи (ум. 684 х), Таджуддин аль-Факихани (654-734 х), Ибн аль-Хадж аль-Абдари (ум. 737 х), Ибн аль-Джузайй аль-Гъирнати (693-741 х), аль-Мукри (ум. 759 х), аш-Шариф ат-Тилимсани (ум. 771 х), аль-Ваглиси (ум. 786 х), аш-Шатыби (ум. 790 х), Халил ибн Исхак аль-Джунди (ум. 776 х), Бурхануддин Ибн Фархун (ум. 799 х) Ибн Хальдун (732-808 х), Мухаммад ибн Сулейман аль-Кафиджи (788-879 х), Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (ум. 895 х), Ахмад Зарук (842-899 х), аль-Ахдари (ум. 983 х), Яхья аль-Хаттаб ар-Руяни (902-995 х), Ибн Ашир (990-1040 х), аль-Ляккани (971-1078 х), аз-Заркани (1055-1122 х), ан-Нафрави (ум. 1126 х), аль-‘Адави (1112-1189 х), Ахмад ад-Дардир (1127-1201 х), ад-Дусуки (ум. 1230 х), Ат-Талиб Ибн аль-Хадж аль-Фаси (ум. 1273 х), Ахмад ибн Башир аш-Шанкыти (ум. 1276 х), ибн ‘Алюш (1217-1299 х), Мухаммад Хидр аш-Шанкыти (1290-1354 х) и др.

Шафииты: Абу Абдуллах Хусейн ибн Хасан аль-Халими (ум. 403 х), Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х), Абу Мухаммад аль-Джувейни (ум. 438 х), Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449 х), Аль-Байхаки (384-458 х), Абуль-Касим аль-Кушейри (376-465 г.х), Абу Исхак аш-Ширази (393-476 х), Абуль-Маали аль-Джувейни (419-478 х), Абу Саид аль-Мутавали (426-478 х), Абуль-Махасин ар-Рувьяни (ум. 502 х), Абу Хамид аль-Газали (450-505 х), Абу Бакр аш-Шаши (429-507 х), Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х), Абу Шуджа аль-Асбахани (533-593 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Ибн ас-Салях (577-643 х), Иззуддин ибн Абдуссалам (577-660 х), Сайфуддин аль-Амиди (551-631 х), Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665 х), ар-Рафии (555-623 х), Мухйиддин ан-Навави (631-676 х), Таджуддин аль-Мусили (ум. 671 х), аль-Байдави (ум. 685 х), Ибн Дакик аль-Ид (625-702 х), Ибн Риф’ат (645-710 х), Бадруддин ибн Джама'а (639-733 х), Джалалуддин аль-Иснави (704-772 х), аль-Азра’и (ум. 783 х), Такыюддин ас-Субки (683-756 х) и его сын Таджуддин ас-Субки (727-771 х), Иззуддин ибн Джама’а (694-767 х), Ибн ан-Накиб аль-Мисри (702-769 х), Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х), Ибн аль-Мулаккан (723-804 х), Сираджуддин аль-Булькини (724-805 х), Камалуддин ад-Дамири (742-808 х), Такыюддин аль-Хисни (752-829 х), Ибн аль-Мукри (ум. 837 х), аль-Махалли (790-863 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Бафадль аль-Хадрами (850-918 х), Закарийя аль-Ансари (823-926 х), аль-Муджаззад (ум. 930 х), Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х), Шихабуддин ар-Рамли (ум. 957 х) и его сын Шамсуддин ар-Рамли (919-1004 х), Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 х), аль-Газзи (904-984 х), Ибн Касим аль-Аббади (ум. 994 х), аль-Кальюби (ум. 1069 х), Али аль-Шабрамиллиси (ум.1087 х), аль-Буджайрими (1131-1221 х), аль-Байджури (1198-1276 х), Абу Бакр ад-Димъяти (ум. 1300 х), Абдул-Хамид аш-Ширвани (ум. 1301 х), Мухаммад Навави аль-Джави (ум. 1316 х), Мухаммад ибн Абдуллах аль-Джурдани (ум. 1331 х), Мухаммад аль-Хаджар (1340-1428 х), Мустафа аль-Буга (род. 1357 х/1938 г), Вахба аз-Зухайли (род. 1351 х/1932 г), Мухаммад аз-Зухайли (род. 1360 х/1941 г), Хасан Хиту (род. 1362 х/1943 г) и др.

Ханбалиты: Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Харис ат-Тамими (ум. 371 х), Абуль-Фадль Абдул-Вахид ибн Абдул-Азиз ат-Тамими (341-410 х), Абу Мухаммад Ризкуллах ибн Абдул-Ваххаб ат-Тамими (401-488 х), Абуль-Хаттаб аль-Кальвазани аль-Багдади (432-510 х), Абуль-Вафа ибн Акыль (431-513 х), Ахмад ибн Ма’али ибн Баракат аль-Харби (ум. 554 х), Абдул-Кадир аль-Джиляни (470-561 х), Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (508-597 х), Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 х), Абдур-Раззак ар-Рас’ани (589-661 х), Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани (603-685 х), Наджмуддин ат-Туфи ас-Сарсари (657-716 х), Шамсуддин ибн Муфлих аль-Макдиси (708-763 х), Бурхануддин Ибн Муфлих (816-884 х), Аляуддин аль-Мардави (817-885 х), Абдул-Баки аль-Мавахиби аль-Ханбали (ум. 1071 х), Ибн аль-Имад (1032-1089 х), Ахмад ибн ‘Авд аль-Мардави (ум. 1102 х), Мухаммад ас-Саффарини (ум. 1189 х), Ибн Шатты аль-Ханбали (ум. 1307 х), аль-Лябади (ум. 1319 х), Абдуллах ибн Савфан аль-Куддуми (ум. 1331 х) и др.

Хадис и его науки:

Ученые-хадисоведы, хафизы, авторы трудов по многочисленным наукам хадиса, а также книг по толкованию и разъяснению сборников хадисов.

Абу Хатим Ибн Хиббан аль-Бусти (270-354 х), Абу Мухаммад ар-Рамахурмузи (ум. 360 х), Аль-Хаким ан-Нишапури (341-405 х), аль-Байхаки (384-458), Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 х), Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 х), Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 х), Абу Зарр аль-Харави (355-435 х), ибн Батталь (ум. 449 х), аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 х), Абул-Гафир ибн Исмаиль аль-Фариси (451-529 х), аль-Мазури (453-536 х), Абу Тахир ас-Силяфи (478-576 х), Ибн Асакир (499-571 х), Абу Са’д ас-Сам’ани (506-562 х), Кади Ийяд (476-544 х), Ибн ас-Салях (577-643 гг. х), Абдул-Азым аль-Мунзири (581-656 х), Абуль-Аббас аль-Куртуби (578-656 х), ан-Навави (631-676 х), Ибн Аби Джамра аль-Андалуси (ум. 695 х), Ибн ибн Дакик аль-Ид (625-702 х), Ибн Джама’а (639-733 х), Абуль-Хаджадж аль-Миззи (654-742 х), Салахуддин аль-‘Аляи (694-761 х), Ибн Касир (701-774 х), аль-Кирмани (717-786 х), аз-Заркаши (745-794 х), аль-Мулаккан (723-804 х), Нуруддин аль-Хайсами (735-807 х), Абдурахим аль-Ираки (725-806 х) и его сын Абу Зурра аль-Ираки (762-826 х), Джалалуддин аль-Булькини (762-824 х), аль-Аби (ум. 827 х), Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х), Бадруддин аль-Айни (762-855 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), ас-Сахави (831-902 х), аль-Касталяни (851-923 х), Али аль-Кари (ум. 1014 х), Абдурауф аль-Манави (952-1031 х), Ибн Аллян (996-1057 х), аль-Байкуни (ум. 1080 х), Мухаммад ибн Абдул-Бакы аз-Заркани (ум. 1122 х), аль-Аджхури (ум. 1190 х), аль-‘Аджлуни (ум. 1162 х), Шах Валиуллах ад-Дахляви (1114-1176 х), Муртаза аз-Забиди (1145-1205 х), аль-Лякнави (1264-1304 х), Ахмад ас-Сахаранфури (1269-1346 х), Мухаммад Анвар Шах аль-Кашмири (1292-1352 х), Бадруддин аль-Хасани (1267-1354 х), Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х), Юсуф аль-Бинури (1326-1397 х), Мухаммад Закарья аль-Кандехляви (1315-1402 х), Абдуллах аль-Гумари (1328-1413 х), Абдул-Фаттах Абу Гудда (1336-1417 х), Абдуллах Сиражуддин (1342-1422 х), Мухаммад Аввама (род. 1358 х), Нуруддин Итр (род. 1356 х) и др.

Акыда и калам:

Ученые-специалисты в области акыды и таухида, защищавшие акыду мусульман он нападок различных сектантов, безбожников, философов и авторы известных книг по акыде ахлю-Сунна валь-Джама’а.

Ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри (ум. 370 х), Абуль-Хасан Али ат-Табари (ум. 360 х), Абуль-Хасан аль-Бахили (ум. 375), Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 х), Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 х), Абу Бакр аль-Бакилляни (338-403 х), Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х), Абу Бакр ибн Фурак (ум. 406 х), Абу Абдуллах аль-Халими аш-Шафии (ум. 403 х), Абу Мансур аль-Багдади (ум. 429 х), Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449 х), Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х), Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. 471 х), Абуль-Валид аль-Баджи (403-474 х), Абуль-Маали аль-Джувейни (419-478 х), Абу Хамид аль-Газали (450-505 х), Абу Наср аль-Кушейри (434-514 х), Абуль-Муин ан-Насафи (418-508 х), Абу Хафс ан-Насафи (461-537 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Абуль-Фатх аш-Шахристани (479-548 х), аль-Мазури (453-536 х), Абуль Фарадж ибн аль-Джаузи (508-597 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Ибн Хумайр ас-Сабти (550-614 х), Фахруддин ибн Асакир (ум. 620 х), Исмаил аш-Шайбани (544- 629 х), Сайфуддин аль-Амиди (551-631 х), Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х), Джамалуддин аль-Хусейри (546-636 х), Ибн аль-Хаджиб (ум. 646 х), Шихабуддин аль-Карафи (ум. 684 х), аль-Байдави (ум. 685 х), Сафиюддин аль-Хинди (ум. 715 х), Ибн Джахбаль аль-Халяби (ум. 733 х), Бадруддин ибн Джама’а (639-733 х), Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 х), Такиюддин ас-Субки (683-756 х), Адудуддин аль-Ииджи (680-756 х), Акмалуддин аль-Баберти (714-786 х), Садуддин ат-Тафтазани (712-793 х), аш-Шариф аль-Джурджани (740-816 х), Такиюддин аль-Хисни (752-829 х), Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (832-895 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 х), Ибрахим аль-Ляккани (971-1078 х), Ахмад ад-Дардир (1127-1201 х), Ахмад ас-Сави (1175-1241 х), аль-Байджури (1198-1276 х), Абдуль-Гани аль-Майдани (1222-1298 х), Ибрахим ибн Ахмад аль-Маригни (1278-1349 х), Мухаммад Хидр аш-Шанкыти (1290-1354 х), Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х), Мустафа Сабри (1286-1373 х), Мухаммад аль-‘Араби ат-Таббани (1315-1390 х), Саид Фуда (род. 1387 х/1967 г) и др.

Тафсир и его науки:

Известные ученые-муфассиры, специалисты в коранических науках, авторы тафсиров Корана, которые получили наибольшую известность и распространение в исламском научном мире. Их трудами, толкованиями Корана мусульмане пользуются, по сей день.

Абу Лейс ас-Самарканди (ум. 375 х), Ибн Фурак (ум. 406), Абу Исхак ас-Са’ляби (ум. 427 х), Абуль-Хасан аль-Вахиди (ум. 468 х), Макки ибн Аби Талиб аль-Кайравани аль-Малики (355-437 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Абу Мухаммад аль-Багави аш-Шафии (436-510 х), Абу Наср аль-Кушайри (434-514 г.х), Ибн Атыйя аль-Андалуси (481-542 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х), Абуль-Хайр аль-Байдави (ум. 685 х), Аль-Хазин (678-741 х), Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 х), Ибн Касир (701-774 х), Хафизуддин ан-Насафи (ум. 710 х), Ибн Арафа (ум. 803 х), Низамуддин ан-Найсабури (ум. 850 х), Абу Хафс Ибн Адиль ад-Димашки аль-Ханбали (ум. 880 х), Абу Зейд ас-Са’аляби (786-876 х), Джалалуддин аль-Махалли (791-864 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Муджийруддин аль-Макдиси аль-Ханбали (860-928 х), аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 х), Ибн Аджибат аль-Фаси (1160-1224 х), Исмаил Хакки аль-Ханафи (ум. 1127 х), Ахмад ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х), Шихабуддин аль-Алюси (1217-1270 х), Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296-1393 х), Мухаммад Абдул-Азым аз-Заркани (ум. 1367 х), Мутавалли аш-Ша’рави (1329-1419 х), Мухаммад Али ас-Сабуни (род. 1349 х), Вахба аз-Зухайли (род. 1351 х), Нуруддин Итр (род. 1356 х) и др.

Суфии:

Предводители суфиев и лидеры тарикатов, дошедших до нас по непрерывному иснаду. Они были духовными наставниками известных факихов, мухаддисов, муфассиров и мутакаллимов.

Абу Али ад-Даккак, Абу Усман аль-Магриби, Абуль-Касим аль-Кушейри, Абу Абдуррахман ас-Сулями, Абуль-Хасан аш-Шазили, Абуль-Аббас аль-Мурси, Шихабуддин ас-Сухраварди, Ахмад ар-Рифаи, Ахмад Зарук, Ибн Атаиллах аль-Искандари, Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани, имам Раббани, Бахауддин ан-Накшабанд, Шах Валиуллах ад-Дахляви, Халид Шах аль-Багдади, Мухаммад Амин аль-Курди, Хасан аль-Кахиби, Сайфулла кади ад-Дагистани, Абдул-Халик аль-Гидждувани, Наджмуддин аль-Кубра, Юсуф аль-Хамдани, Абдуссалам ибн Машиш, Давуд аль-Бахили, Али ибн Вафа, Ахмад аль-Бадави и др.

Историки, хронисты, биографы:

Авторы книги по истории Ислама и биографиям ученых, на которые сегодня опираются ученые и студенты.

Кади Ийяд, Мухибуддин ат-Табари, Ибн Асакир, аль-Хатыб аль-Багдади, Абу Нуайм аль-Асбахани, Таджуддин ас-Субки, Ибн Кади Шухба, Наджмуддин аль-Гази, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, аль-Миззи, ас-Сухайли, ас-Салихи, ас-Суюты, Ибн аль-Асир, Ибн Халдун, Ибн Халликан, Салахуддин ас-Сафади, ат-Тилимсани, Ибн аль-Варди, Ибн Тагриберди, аль-Хамави, Такиюддин аль-Макризи, Афиф аль-Яфи’и, ибн Насируддин ад-Димашки, Шамсуддин ас-Сахави, Ибн аль-Имад, Бурхануддин Ибн Фархун, Хайруддин аз-Зиркили и др.

Языковеды, грамматики:

Блестящие знатоки арабского языка, авторы известных словарей, без которых не обходится ни один студент.

Аль-Джурджани, аль-Газвини, Ибн аль-Анбари, ас-Суюти, Ибн Малик, Ибн Акыль, Ибн Хишам, Ибн Манзур, Аль-Файрузабади, аз-Забиди, Ибн аль-Хаджиб, аль-Азхари, Абу Хайян, Ибн аль-Асир, аль-Хамави, Ибн Фарис, аль-Ахдаль, аль-Хаттаб и др.

А также, как дополнение укажем, что известные правители мусульман и предводители джихада также были из числа ашаритов.

Правители и муджахиды:

Нуруддин аш-Шахид, Салахуддин аль-Айюби, аль-Музаффар Кутуз, аз-Захир Бейбарс, все султаны Аюбиды и Мамлюки, султан Мухаммад аль-Фатих и все султаны Османского халифата, амир Абдулкадыр аль-Джазаири (Алжир), Имамы Гази-Мухаммад, Хамзат, Шамиль (Кавказ), Мухаммад Мухтар (Ливия), амир Талибана Мулла Умар (Афганистан) и многие другие.

Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 х) писал:

وأكثر العلماء في جميع الأقطار عليه وأئمة الأمصار في سائر الأعصار يدعون إليه، ومنتحلوه هم الذين عليهم مدار الأحكام، وإليهم يرجع في معرفة الحلال والحرام، وهم الذين يُفتون الناس في صعاب المسائل، ويعتمد عليهم الخلق في إيضاح المشكلات والنوازل، وهل من الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق له أو منتسب إليه أو راضٍ بحميد سعيه في دين الله أو مُثنٍ بكثرة العلم عليه

«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания». [«Табйин казб аль-муфтари», стр. 410]

Имам, кадий Таджуддин ас-Субки (727-771 х) писал: وهذه المذاهب الأربعة ولله الحمد والمنة في العقائد يدٌ واحدة، إلا مَـن لحق منها بأهل الاعتزال والتجسيم، وإلا فجمهورها على الحق يقرّون عقيدة أبي جعفر الطحاوي التي تلقاها العلماء سلفاً وخلفاً بالقبول ويدينون الله برأي شيخ السنة أبي الحسن الأشعري الذي لم يعارضه إلا مبتدع

«И эти четыре мазхаба, по милости Всевышнего Аллаха, были едины в убеждениях. Несмотря на то, что некоторые из их последователей примкнули к “му’тазилитам” и “муджассима”, абсолютное большинство из них следовало истине и придерживалось убеждений, отраженных имамом Абу Джа`фаром ат-Тахави в его “акыде”, которую ученые прошлого (“саляф”) и настоящего (“халяф”) полностью подтвердили. И в религии Аллаха они придерживались мнения шейха Сунны Абуль-Хасана аль-Аш`ари, которому не противостоит никто кроме нововведенца».

В другом месте своей книги он писал: وهؤلاء الحنفية والشافعية والمالكية وفضلاء الحنابلة، ولله الحمد في العقائد يد واحدة، كلهم على رأي أهل السنة والجماعة، يدينون الله تعالى بطريق شيخ السنة والجماعة أبي الحسن الأشعري رحمه الله تعالى، لا يحيد عنها إلا رعاع من الحنفية والشافعية لحقوا بأهل الإعتزال ورعاع من الحنابلة لحقوا بأهل التجسيم وبرّأ الله المالكية فلم نر مالكيا إلا أشعري عقيدة

«Эти ханафиты, шафииты, маликиты, и достойные из ханбалитов, - и хвала Аллаху за это - как один, все на одном вероубеждении, на мнении “Ахлю Сунна валь-Джама`а”. В богослужении они идут по пути шейха Сунны и Общины (“Джама`а”) – Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да смилуется над ним Аллах. Не отклонились от этого пути никто кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые стали “му’тазилитами”. Также отщепенцев из ханбалитов, которые стали “муджассимами”. Аллах спас маликитов и мы не видим маликита, кроме как он будет ашаритом». [«Му`ид ан-Ни`ам ва мубид ан-Никам», стр. 22, 75]

Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 х) писал: وذكر العز بن عبد السلام أن عقيدة الأشعري أجمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو ابن الحاجب وشيخ الحنيفة جمال الدين الحصيري، وأقرَّهُ على ذلك التقيُّ السبكي فيما نقله عنه ولده التا

«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х), что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб (570-646 х) и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри (546-636 х) согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки (683-756 х) как передал его сын Таджуддин (717-771 х)». [Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7]

И Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.