Что означает «Ахлю–с–Сунна Валь–Джама’а»?

Наджмуддин аль-Гази (ум.1021), рахимахуллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка (да благословит его Творец и приветствует) и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.

Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры:

«Иудеи разделились на 71 течение, христиане - на 72, а моя община разделится на 73 течения».

Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2\21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление:

«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники».

Тирмизи сказал, что этот хадис - «хасан».

От Муавия передают:

«72 группы - в Аду, а одна - в Раю, и это – джама’а [община]».

Абу Дауд привел этот хадис.

Также передают от ибн Аббаса:

«Все группы в огне, кроме одной» 1.

Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, рахимахуллах, попросили дать фетву, определяющую «асхаб аль-бида’а», иначе говоря, заблудших. Он ответил: "Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а [в акыде]» 2.

Сайид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям (наука о вероубеждении), усуль аль-фикх, ‘ильм аль-хадис и других наук, пишет:

"Ученые Ахлю-с-Сунна едины в том, что мушаббиха 3 и муджассима 4 - не из числа Ахлю-с-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим [Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб] также не из Ахлю-с-Сунна. Но не все ханабалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн Джавзи, рахимахумуллах, и большинство поздних ханабалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты.5. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима".

Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии, рахимахуллах, в "Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра" (том 3-й, стр. 377) пишет:

"Я слышал, как шейх и имам, рахимахуллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки, рахимахуллах, отец Таджуддина ас-Субки), сказал: "То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари".

Далее имам Таджуддин ас-Субки, рахимахуллах, [цитируя своего отца - имама Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах] пишет:

"Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты 6, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, рахимахуллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах..."

1. Цит. по: Имам Майдани аль-Ханафи, Шарх Акыда ат-Тахавийя, стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.
2. Цит. по: Имам аль-Хайтами, Аль-Фатауа аль-Хадисийя.
3. Мушаббиха – антропоморфисты. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.
4. Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).
5. Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому алимы стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.
6. Эти слова имама Такиюддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.