Был ли хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни ашаритом?

В наши дни заблудшие, которые следуют лишь за двумя-тремя учеными прошлого, пытаются приписать имамам Ахлю-с-Сунна взгляды своего течения. Для этого они используют разнообразные ухищрения и даже явную ложь.

Один из имамов, которому эти невежды пытаются приписать свои убеждения, – великий мухаддис, амир аль-му'минин филь-хадис, хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахматуллахи алейхи.

Почему именно ему?

Причина в том, что хафиз Ибн Хаджар – один из величайших мухаддисов в истории Ислама и его книга «Фатх аль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» - комментарий (шарх) на сборник достоверных хадисов «Сахих» имама Бухари, рахимахуллах, является самым лучшим толкованием на этот великий сборник хадисов.

И, учитывая, что эти заблудшие называют свой мазхаб «мазхаб ахль аль-хадис»1, то, естественно, они хотят причислить к своему течению лучшего толкователя "Сахиха" Бухари.

Так, современный «псевдосалафит» Сафар аль-Хавали в своей книге, направленной против ашаритов, утверждает: «Ибн Хаджар в «Фатхе» критикует ашаритов и противоречит основам их мазхаба».

ИншаАллах, разберем подробно, правда ли это.

Кто хочет узнать, какая акыда была у имама аль-Аскаляни, рахимахуллах, пусть откроет «Фатх аль-Бари» и прочитает те разделы, которые касаются вероубеждения.

Для тех, кто читал «Фатх аль-Бари», ясно, как день, что Ибн Хаджар, рахимахуллах, был ашаритом и не расходился с ашаритами в основах вероубеждения.

Однако шейх Ибн Хаджар был муджтахидом, поэтому имел свое мнения по некоторым частным вопросам, и эти мнения не выводят его из ашаритского мазхаба. Ведь он разделял основы вероубеждения ашаритов: Аллах не занимает места, не находится ни над Арщем, ни где-то еще, не описан изменяемостью, не имеет частей и органов и т. д.

Как доказательство приведем несколько цитат из «Фатх аль-Бари».

«Из шарха к хадису №3803: Арш - это не место, на котором утвердился Аллах. Саляфы, имамы и алимы Ахлю-с-Сунна убеждены, что Аллаху не присуще движение, изменение и воплощение, ибо нет ничего подобного Ему».

«Смысл «лика» - Сущность. Это распространённое выражение уважения у арабов».

«У Аллаха нет тела, ибо тело состоит из частей».

«Таджсим и ташбих - это убеждения иудеев, а не мусульман. Аль-Куртуби, рахимахуллах, говорит, что эти идеи - что Аллах занимает место или имеет части тела - принадлежат иудеям. Они убеждены, что Аллах подобен человеку, имеет органы, как полагают сектанты-муташаббиха из этой общины. И Пророк, солляллаху алейхи ва саляям, смеялся, удивляясь невежеству иудеев».

«Буквальное значение слов «на небе» не является их истинным смыслом, потому что Аллах чист от занятия [какого-либо] места. И все выражения, которые относятся к возвышению (‘улю), говорят о возвышенности Его Сущности и Его качеств» (конец слов Ибн Хаджара, рахимахуллах).

Эти убеждения и есть ашаритский мазхаб.

Что касается вопросов «первого ваджиба» или положения того, что не знает рациональных доказательств, то по этим вопросам у ашаритов имеются расхождения, поэтому это не является доводом в пользу того, что имам аль-Аскаляни - не ашарит или перестал им быть.

Просто последователи Ибн Таймийи всегда отличались фанатизмом в следовании своему имаму и поэтому считают, что остальные ученые такие же фанатики и, если те в каком-то второстепенном вопросе имели другое мнение, то это значит, что они «оставили мазхаб этого имама» или «сделали тавбу».

Это явное невежество.

Также мы знаем, что имам аль-Газали в некоторых вопросах акыды имел мнение, отличное от мнения имама Ашари - маликиты даже критиковали его за это. Но имам аль-Газали не перестал быть ашаритом, и эти расхождения не касаются усуля, т. е. основы мазхаба.

Более того, это свидетельство того, что ашариты - это самая справедливая группа в отношении истины: если они видят истину, то всегда устремляются к ней, даже если это противоречит мнению их имама.

Утверждения, что Аскаляни сделал тавбу или Рази сделал тавбу, свидетельствуют о явном невежестве тех, кто так говорит.

Они не понимают, что такое мазхаб, то есть то или иное течение, и в каких случаях расхождения выводят человека из числа последователей этого течения, а в каких - нет. Остановимся на этом вопросе чуть подробнее.

Любой мазхаб состоит из двух частей: усуль и фуру’. (то есть методология мазхаба и решения этого мазхаба).

Фуру’ также делится на две части:

основополагающие решения, то есть те, в которых нет никаких расхождений у последователей этого течения. И кто им противоречит, тот перестает быть последователем этого течения, второстепенные решения, то есть те, в которых есть расхождения между самими последователями мазхаба. Отличное мнение в этих вопросах не свидетельствует о том, что человек перестал принадлежать к этому мазхабу.

Приведем в качестве примера мутазилитов.

Все мутазилиты едины в том, что Коран сотворен, и Речь Аллаха сотворена;
Человек творит свои деяния силой, которую Аллах вложил в него;
Аллаха нельзя увидеть.

[Также они едины] и в других вопросах.

Если кто-то считает иначе - его уже нельзя считать мутазилитом, даже если он разделяет некоторые убеждения мутазилитов. Мы будем говорить, что он подвержен влиянию мутазилитов, но мутазилитом уже не назовём.

Но если один мутазилит верит в мост Сырат, а другой мутазилит говорит, что мост Сырат - это аллегория и что под этим подразумевается отчет за деяния, - то они оба не перестают быть мутазилитами и расхождения в таких вопросах никак не повлияют на их причастность к мутазилизму.

То же самое и с ашаризмом. Усуль ашария, то есть основа ашаритского мазхаба, - это:

убеждение, что Аллах не занимает место;
что Аллах не является телом (джисм);
что Аллаха можно увидеть без образа и направления;
Коран - это несотворенная речь Аллаха, которая не описана ни звуками, ни буквами;
деяния людей - это творение Аллаха.
Тот, кто расходится с этим, не ашарит, а кто разделяет эти убеждения - ашарит.

Доказательства того, что Ибн Хаджар, рахимахуллах, разделял эти убеждения, мы привели выше в цитате из «Фатхуль-Бари».

Также надо сказать, что один из учеников бин База написал книгу о так называемых ошибках в акыде и таухиде улюхия в "Фатх аль-Бари"». Если Ибн Хаджар, рахимахуллах, «был на мазхабе саляфов» - то почему их современные шейхи опровергают эти убеждения?

Одной из книг, которую обновитель нашего столетия устаз Мухаммад Захид аль-Кавсари, рахимахуллах, советовал читать талибам, является «Китаб ат-Таухид» из «Фатх аль-Бари».

Иными словами, кто хочет изучать ашаритскую акыду, пусть читает эту книгу.

Аллах знает лучше.