Акыда имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари

Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 х/1105-1175 м) писал в книге «Табйин казб аль-муфтари» (с. 149):

Мне написал шейх Абуль-Касим Наср ибн Наср аль-Ваиз рассказывая от Кади Абуль-Маали ибн Абдул-Малика (более известного как Имам аль-Джувайни или Имам аль-Харамайн), упомянувшего Абуль-Хасана аль-Аш’ари и сказавшего:

«Да освятит Аллах его лицо и очистит его душу, поистине он исследовал книги му`тазилитов, джахмитов, рафидитов: Они аннулировали и посчитали ложными [сифаты Аллаха, Свят Он Велик] и сказали: «Нет у Аллаха знания, а также [нет] мощи, слуха, зрения, существования, вечности, воли». А хашавиты, муджассима и те, кто придают границы и образы сказали: «У Аллаха есть знание такое, как у других; мощь такая, как у других; слух такой, как у других; зрение, как других»

А он – Абуль-Хасан аль-Аш’ари – да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «У Аллаха есть знание, но не как у других; мощь, но не как у других; слух, но не как у других; зрение, но не как у других».

Также Джахм ибн Сафван сказал: «Раб не в силах создать что-либо, и не может приобретать». Му`тазилиты сказали: «Раб способен как на творение, так и на приобретение».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Раб не в силах творить, но может приобретать» — этим он отвергнул возможность творить и установил возможность приобретения.

Также сказали хашавиты-уподобленцы: «Аллаха можно увидеть в образе в определенных границах также, как бывает видимо и все другое». Му`тазилиты, джахмиты, наджариты сказали: «Всевышнего Аллаха не возможно увидеть никак».

А он – Абуль-Хасан аль-Аш’ари – да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Его увидят без слияния, без границ и без образа. Также как Он видит нас, будучи без ограничения и без образа, также Он будет без границы и образа, когда мы Его увидим».

Также сказали наджариты: «Всевышний Аллах везде, без слияния и стороны». Хашавиты и муджассима сказали: «Всевышний Аллах над Троном, а Трон является для него местом, и Он сидит на нем».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Был Аллах и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси и не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остался таким же, каким был до его сотворения».

Сказали му`тазилиты: «У него есть «йяд» — и это мощь и благоденствие, у него есть «ваджх» — и это его существование». Хашавиты сказали: «У него есть «йяд» — и это часть тела, у него есть «ваджх» — и это лицо».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Его «йяд» — это его сифат, его «ваджх» — это его сифат, также как слух и зрение».

Также му`тазилиты сказали: «Нузуль» (нисхождение) — это нисхождение его знамений и ангелов, «истиваъ» означает овладение». Мушаббиха и хашавиты сказали: «Нузуль — это нисхождение Его Сущности с движением и переходом с одного места на другое, «истиваъ» — это сидение на Троне и слияние вместе с ним».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Нузуль» – это его сифат, «истиваъ» тоже его сифат. И то действие, которое он совершил с троном называют «истиваъ»».

Также сказали му`тазилиты: «Речь Аллаха сотворена». Хашавиты-муджассимы сказали: «Буквы, тела, на которых пишут эти буквы, цвета (чернила), которыми пишут их, и то, что между листками — все это предвечное».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Коран – предвечная речь Аллаха, не измененная, не сотворенная, а что касается букв, тел, цветов (чернил), звуков и все остальное ограниченное, то все это сотворенное».

Также му`тазилиты, джахмиты, наджариты сказали: «Иман является сотворенным». Хашавиты- муджассима сказали: «Иман является предвечным».

А он, да будет доволен им Аллах, вступил в срединный путь и сказал: «Иман делится на два вида: Иман Всевышнего Аллаха и он предвечный, потому что Всевышний сказал: «Оберегающего, Хранителя». И второе — это иман творений и он сотворенный, потому что он проявляется у них (например у кафира, у которого не было имана, он появился), они вознаграждаются за искреннее проявление имана, также их наказывают за сомнения в имане».

Также сказали мурджииты: «Тот, кто хоть раз проявит искренность в вере во Всевышнего, никогда не впадет в куфр и для него не будет записан ни один большой грех». Сказали му`тазилиты: «Тот, кто совершит большой грех, будучи уверовавшим и совершающим благие дела сто лет, никогда не выйдет из ада».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Уверовавший единобожник-грешник будет находится под волей Всевышнего Аллаха, если Он захочет, то простит его и введет в Рай, а захочет — накажет его за его грехи, а затем введет в Рай. А вечными муками не наказывается тот, кто изредка совершал большие грехи».

Также сказали рафидиты: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Али да будет доволен им Аллах, имеют право на заступничество без повеления Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, на это и без Его разрешения так, что если даже они станут ходатайствовать за неверующих, то оно будет принято!» И сказали му`тазилиты: «Нет никакого заступничество вообще».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, будет иметь право заступничества за верующих, которые заслуживают наказания. Он будет ходатайствовать за них по повелению Аллаха, Свят Он и Велик, и с Его разрешения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сможет ходатайствовать ни за кого, кроме тех, кем доволен Всевышний Аллах».

Также хавариджи сказали, что Умар и Али, да будет доволен ими Аллах, впали в неверие, а он, да будет доволен им Аллах, явно указал на их превосходство и то, что первый был выше второго [по степени]. Также му`тазилиты сказали: «Повелитель правоверных Муавия, Тальха, Зубайр и мать правоверных Айша и все их последователи, да будет ими доволен Аллах, ошиблись, и если все они засвидетельствуют о чем либо, то их свидетельство не принимается». Рафидиты сказали: «Все они (перечисленные) являются неверными и вышли из Ислама, а некоторые из них даже не были мусульманами». Умавийюни сказали: «Они никогда не ошибаются».

А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Каждый муджтахид является правым, и все они на истине, и их разногласие не было в основах, но только лишь в ответвлениях [религии]. В том, к чему привел их иджтихад, они являются правыми, и за это получат вознаграждение».

И во многих других [вопросах, он пошел по срединному пути], перечислять которые можно много. И он пошел по этому пути не по прихоти или из-за желания, и он не ввёл их (эти положения) [только лишь потому, что] посчитал правильными, однако он подтвердил их рациональными доводами, шариатскими доводами и правильной аргументацией, и это являются путем к Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, и дорогой к спасению: тот, кто будет придерживаться его – спасется, а кто отдалится от него — заблудится».

И в то время как Абуль-Хасан, да будет доволен им Аллах, является таковым [как мы его описали] с правильными убеждениями, путь которого является верным для людей знаний, соответствующим большинству поклоняющихся [Всевышнему], его убеждения не будет порочить никто кроме невежд и упрямцев.

Нам необходимо честно рассказывать о его убеждениях такими, какие они и есть, и отдаляться от добавления в него чего-либо или убавления из него чего-либо, чтобы люди знали истинное состояние его убеждений в основе веры».

Также хафиз Ибн Асакир писал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 367):

«О если бы я знал, что отворачивает сердца от ашаритов, за что их ненавидят сторонники нововведений?! За их обильное знание и рассудительность, или убеждения Единобожия и очищения Аллаха от недостатков, или воздержание в речах от таджсима (придание тела) и ташбиха (уподобление), или слова подтверждающие сифаты Аллаха, или очищение Господа от наличия органов и частей?!».

Также Ибн Асакир писал (с. 410):

«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах, в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя, те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания».