Акыда аль-Муршида

Сказал имам Фахруддин ибн Асакир (550-620 х/1156-1224 г), да смилуется над ним Аллах:

«Знайте, да наставит Аллах нас и вас, что каждый человек (мукалляф) должен знать, что Аллах – Единственный Господь в Своём владычестве.

Он сотворил весь мир, верхний и нижний, Престол и Трон, небеса и землю, всё, что внутри них и между ними.

Всё созданное подчиняется Его Силе. Ни одна песчинка не шелохнётся без Его на то воли.

Никто не помогает Ему в творении, и Он не имеет сотоварища в Своём Владычестве.

Он Живой и Сущий. Его никогда не охватывает дремота или сон.

Только Он знает непредвиденное и засвидетельствованное Своим созданием.

Нет ничего на земле или на небе, что скрыто от Него. Ему Известно, что на земле и в море. Ни один листок не упадёт без Его ведома. Каждоё зёрнышко в темноте земли, влажность и сухость чего-либо – всё записано в ясной Книге. Его знание охватывает всё. Он ведает о каждой вещи.

Он творит всё, что пожелает. У Него есть Могущество делать всё, что Он хочет.

У Него всё Владычество, и Он не нуждается ни в чём. Ему принадлежат Слава и Вечность. У Него Господство и Предопределение.

Ему принадлежат имена Безупречности (Прекрасные имена).

Никто не станет помехой тому, что Он предопределил.

Никто не помешает Ему, когда Он дарует.

В Его власти делать всё, что Он пожелает. Он управляет тем, что Он создал так, как Ему угодно.

Он не ждёт награды и не страшится наказания.

Он не связан никакими правилами, и никто не имеет власти над Ним.

Всё, что Он дарует, Он дарует из Своей Щедрости, и каждое Его наказание справедливо. Его не спрашивают о том, что Он делает, но их спрашивают.

Он - существующий до творения. Для Него нет ни «до», ни «после». Для Него не существует «над» или «под», «справа» или «слева», «спереди» или «сзади», целого и части.

Нельзя спрашивать: когда Он был? каков Он?

Он - существующий без начала и места. Он сотворил существ и пожелал существования времён. Он не ограничен временем и не принадлежит месту.

Одно дело не отвлекает Его от другого. К Нему не применимо воображение, и разум не может охватить Его. Он непостижим для умов.

Его Сущность невозможно представить, нельзя вообразить. Его не постичь ни воображением, ни мыслью. («Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий»)».

Конец краткого изложения».

Эта акыда которую собрал Имам Абу Мансур Абдур-Рахман ибн Мухаммад Фахруддин ибн Асакир для Султана Салахуддина аль-Аюби (589 г.х.). Султан обучал этой акиде своих детей, это приводит Кади ибн Шаддад (ум. 632 г.х.) в своей книге «Сирату Салахуддина». Имам Фахруддин ибн Асакир преподавал акыду «Аль-Муршида» в школе «ас-Соллахийя» в Иерусалиме, недалеко от мечети «аль-Акса».

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х) в «Табакату аш-Шафиияти аль-Кубра», 8/177, описал его следующим образом:

ابن السبكي في الطبقات (ج8 ص177) فوصفه بالإمام الكبير شيخ الشافعية بالشام وآخر من جمع له العلم والعمل، كان إماماً صالحاً قانتاً عابداً ورعاً كثير الذكر اتفق أهل عصره على تعظيمه في العقل والدين، وبه تخرج الشيخ عز الدين بن عبد السلام. اهـ.

«Имам аль-Кабир (большой ученый), шейх шафиитов Шама, последний в ком собрались ильм (знание) и амал (деяния). Был он праведным, набожным, поклоняющимся имамом. Он сохранил много зикра, люди его века согласились в возвеличивании его в знании и в религии. Также это передал Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям».

Сама акыда передается в биографии имама Ибн Асакира в «Табакату аш-Шафиияти аль-Кубра», имама ас-Субки.

Подробнее о биографии Фахруддина ибн Асакира смотрите в следующих книгах:

«Табакату аш-Шафииййати аль-Кубра», 8/177, имама Тажуддина ас-Субки; «Табакату шафиият», 1/386, Ибн Кади аш-Шухбата; «Табакату шафиият», 2/97, Аснавия; «Сияр а'лям ан-нубаля», 22/187, имама аз-Захаби; «Шазарату захби», 5/93, Ибн Имада аль-Ханбали; «аль-Бидая ва ан-Нихая», 13/109, Хафиза ибн Касира.

Свидетельства ученых Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а об истинности акыды «аль-Муршида»

Известно, что шейх Абу Мансур Абдур-Рахман ибн Мухаммад Фахруддин ибн Асакир преподавал «Акыду аль-Муршида» в школе ас-Соллахийя в Иерусалиме, недалеко от мечети аль-Акса.

Сказал великий ученый и историк Такъиюддин аль-Макризи (765-845 х/1364-1442 г), в книге «Аль-Маваиз ва аль-итибар би зикриль-хутатыль ва аль-асар»:

قال المؤرخ تقي الدين المقريزي (توفي سنة 845 هـ) في كتابه (المواعظ والاعتبار بذكر الخطط والآثار) ما نصه: "لما ولي السلطان صلاح الدين يوسف بن أيـوب.. تقدم الأمر إلى المؤذنين أن يعلنوا وقت التسبيح على المآذن بالليل ، بذكر العقيدة التي تعرف بالمرشدة، فواظب المؤذنون على ذكرها في كل ليلة بسائر جوامع مصر إلى وقتنا هذا".

«Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, был отдан приказ муаззинам с наступлением времени тасбиха (незадолго до времени фаджра) читать с минаретов акыду, известную как «Аль-Муршида». И муаззины постоянно исполняли это повеление во всех мечетях Египта, вплоть до нашего времени».

Сказал Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 г) в книге «Аль-Васаиль иля марифа аль-аваиль»:

قال الحافظ جلال الدين السيوطي الشافعي (توفي سنة 911 هـ) في كتابه (الوسائل إلى معرفة الأوائل) ما نصه: "فلما وُلي السلطان صلاح الدين بن أيوب أمر المؤذنين أن يعلنوا في وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية، فواظب المؤذنون على ذكرها كل ليلة إلى وقتنا هذا".

«Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба, повелел он муаззинам, чтобы читали они с наступлением времени тасбих ашаритскую акыду. И были они постоянны в этом вплоть до нашего времени».

Сказал шейх Мухаммад ибн Аллян ас-Сыддык аш-Шафии (996-1057 х/1588-1647 г) в книге «Аль-Футухату Раббанийя аляль-Азкар ан-Нававийя»:

قال العلامة محمد بن علان الصديقي الشافعي (توفي سنة 1057 هـ) في كتابه (الفتوحات الربانية على الأذكار النواوية) ما نصه: "لما ولي صلاح الدين بن أيوب وحمل الناس على اعتقاد مذهب الأشعري، أمر المؤذنين أن يعلنوا وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية التي تعرف بالمرشدة فواظبوا على ذكرها كل ليلة".

«Когда было передано исламское правление в руки султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба и призвал он людей исповедовать ашаритскую акыду, был отдан приказ муаззинам, чтобы они с наступлением времени тасбих читали акыду, известную как «Аль-Муршида». И были они постоянны в ее чтении каждую ночь».

Сказал хафиз Салахуддин аль-Аляи (694-761 х/1295-1359 г), как передает от него имам ас-Субки в «Табакат аш-Шафи’ийя»:

قال الحافظ صلاح الدين العلائي (توفي سنة 761 هـ) كما نقل عنه السبكي في (طبقات الشافعية الكبرى) ما نصه: "وهذه العقيدة المرشدة جرى قائلها على المنهاج القويم، والعقد المستقيم وأصاب فيما نزّه به العليَ العظيم".

«Автор «Акыды аль-Муршида» следует истинному манхаджу и прямому вероубеждению и достиг истины в том, что касается утверждения абсолютного неподобия Всевышнего Аллаха».

Сказал имам Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 г) в книге «Муиду-н-ниам ва муиду-н-никам»:

قال الإمام تاج الدين السبكي (توفي سنة 771 هـ) في كتابه (معيد النعم ومبيد النقم) ما نصه: "عقيدة الأشعري هي ما تضمنته عقيدة أبي جعفر الطحاوي وعقيدة أبي القاسم القشيري والعقيدة المسماة بالمرشدة ، مشتركات في أصول أهل السنة والجماعة".

«Положения вероучения имама аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) истинно выражают «Акыда» имама Абу Джафара ат-Тахави (да будет доволен им Аллах), «Акыда» имама Абуль-Касима аль-Кушейри (да будет доволен им Аллах) и «Акыда», известная как «Аль-Муршида» – вместе они отображают основы суннитского вероубеждения».

Сказал имам Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (ум. 895 х/1490 г) в комментарии к «Акыде аль-Муршида» «Аль-Анваруль-Мубаййина ли маани акди акыдатиль-муршида»:

قال الإمام محمد بن يوسف السنوسي (توفي سنة 895 هـ) في شرحه على العقيدة المرشدة المسمى (الأنوار المبينة لمعاني عقد عقيدة المرشدة) ما نصه: "اجتمعت الأئمة على صحة هذه العقيدة وأنها مرشدة رشيدة".

«Сошлись наши имамы в том, что акыда эта истинна и что она, воистину, направляющая (аль-муршида) и прямая (ар-рашида)».

Имам Таджуддин ас-Субки, в книге «Табакат аш-шафиия аль-кубра» процитировав «Акыду аль-Муршида» сказал:

قال الإمام تاج الدين السبكي (توفي عام 771 هـ) في كتابه (طبقات الشافعية الكبرى) في آخر العقيدة المرشدة بعد أن ساقها بكاملها ما نصه: "هذا آخر العقيدة وليس فيها ما ينكره سني".

«Вот заключительные слова этой акыды, и в ней нет ничего, что подверг бы критике истинный суннит».

(надо сказать,что акыда "аль-Муршида" принадлежит перу одного из мароканских ученых, а не Хафизу ибн Асакиру. Однако имам Таджуддин ас-Субки упоминает эту акыду в биографии ибн Асакира, который постоянно читал ее своим ученикам).

 

 

Благодарю тебя, Аллах, что указал мне путь спасенья,
Что сохранил для нас мазхаб, громящий мерзость заблуждения!
Я был охвачен мраком дум, в душе пылало всё сомненьем:
Так поразил меня недуг: «за чьим же следовать тут мненьем...?»

«Наставь, Господь, на путь прямой, что не запятнанный пороком.
Убереги меня от тех, кто может «горьким» стать уроком!»
И показал мне путь тогда, испытанный на стойкость сроком;
Мазхаб аша'ира -- танзих -- указанный самим пророком!

Аллах Могуществен, Велик, Он Бесподобен и Прекрасен!
А кто аша'ира стыдит -- акыдой, знать, своей ужасен...
Он новшествами опьянен, знай, диалог с таким напрасен!
Он толкованьем увлечен. С путём саляфов - не согласен...

Так отвернись, мой брат, сестра, и не печалься их блужданьем.
Тебе завет мой -- даават -- проникнись сладостным стараньем...
Ты призывай на ясный путь, путь Бесподобного Аллаха!
И не позволь себе свернуть, и угодить в пучину краха!