УМЕТЬ ПРОЩАТЬ И СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА ГЛАВНОМ

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия.

Ценности


Ценности — набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, в соответствии с ними он принимает решения и осуществляет свои действия. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.
«Близкими к Господу являются лишь те, кто набожен [практикует духовные ценности и соблюдает религиозные заповеди, сторонится явно запретного и выполняет предписанное в меру возможностей]» (см. Св. Коран, 8:34).
 
1. Стремиться к спокойствию в душе.
 
«Он [Господь миров] тот, Кто низвел спокойствие (тишину, умиротворенность) в сердца верующих, дабы к их вере прибавилось еще веры [дабы увеличить запасы их жизненной энергии, придать больше уверенности в завтрашнем дне и бесстрашия] /1/.
 
А [ведь] Аллаху (Богу, Господу) принадлежат войска [всех семи] небес и земли. [Из Его бессчетного количества ангелов достаточно одного, чтобы сокрушить вашего врага. Но Он не допустит этого, так как жизнь — экзамен, где человек должен проявить свои качества, формируемый на протяжении десятилетий характер и свою веру, в том числе, когда происходит вражеское вторжение либо военное противостояние и нужно самоотверженно защищать свою родину и свои идеалы, ценности]. Аллах (Бог, Господь) Всезнающ и бесконечно Мудр [порой ставя вас в те или иные неожиданные и неприятные обстоятельства]» /2/ (Св. Коран, 48:4).
 
«После этого Аллах (Бог, Господь) низвел на Своего посланника [пророка Мухаммада] и верующих /3/ спокойствие и умиротворенность (духа) [стойкость и непоколебимость], спустил [с небес] войска [ангелов], которых ваши глаза не видели. Наказал Он [Творец всего сущего] безбожников [за дерзкий военный вызов]. Это — заслуженное ими воздаяние» /4/ (Св. Коран, 9:26).
 
«Если вы не поможете ему [Божьему посланнику], то ведь Всевышний и ранее ему помогал [и сейчас поможет]. Он был изгнан безбожниками [из родного дома; безопасно покинул родной город Мекку, вопреки посягательствам на свою жизнь, и был] одним из двух, оказавшихся в пещере [когда недруги уже было настигли его, чтобы убить]. Он обратился к своему попутчику [Абу Бакру, которого охватил страх, но не за себя, а за Пророка, ведь шедшие по их следам язычники уже подошли к пещере, где они укрывались... В тот момент Пророк сказал Абу Бакру]: «Не печалься, нет сомнений в том, что Господь с нами [Он не даст нас в обиду]». И низвел Всевышний в его сердце спокойствие (умиротворенность, психологическое равновесие) и укрепил их невидимыми воинами. Слово безбожников стало низшим, а Божье слово — высшим. Он [Господь миров, Творец всего и вся] Могуч и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:40).
 
«[Подвергли бы болезненным мукам потому], что безбожники поместили в сердцах своих надменность (заносчивость, презрение) [к верующим, из-за чего и не пустили в Мекку Пророка и его сподвижников для совершения паломничества], [заносчивость и презрение к тем, кто не похож на них во взглядах и убеждениях] характерных для периода невежества (джахилийи) [слепого следования язычеству]. Но Аллах (Бог, Господь) низвел Свое спокойствие (умиротворенность) Своему посланнику [пророку Мухаммаду] и верующим [что помогло им разрешить все мирным путем] и обязал их (верующих) [следовать] слову набожности [когда не эмоции управляют человеком, а благоразумие вместе с трепетом пред Богом]. Они (верующие) были наиболее достойны его [этого слова и этих благородных характеристик], были обладателями его [этого слова, подтверждающего Единственность Творца и их искренность пред Ним]. Аллах (Бог, Господь) знает абсолютно все [и скрытое в душах, умах людей, и явное]» (Св. Коран, 48:26).
 
2. Живя и тратя энергию и время, делать акцент на совершении добрых дел, а не на выяснении отношений.
 
«И соревнуйтесь же [пред Богом] в совершении благих дел! [Нет смысла доказывать друг другу правильность, верность именно своего направления! Займитесь более важным, нужным и насущным — соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на Землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.]
 
Где бы вы ни находились, Творец соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148) /5/.
 
Люди обычно заняты не соревнованием в благом, как это заповедовал нам Всевышний, а скорее интенсивной «работой локтями». Они устремляются к цели, успеху, изо всех сил расталкивая друг друга, создавая искусственные проблемы и препятствия своим сотоварищам. О здоровой конкуренции здесь даже и речи не может быть, они просто дерутся и оскорбляют друг друга уже на самом старте, давно забыв о том, что на определенную дистанцию дано ограниченное количество времени, и оно уже пошло, не ждет их. После же, когда все вместе оказываются у разбитого корыта, а кто-то — и в нем, следуют взаимные обвинения и поиск виноватых. И так по кругу истории.
 
Это признаки застоя в любом обществе, стагнации /6/ в развитии государств и целых исторических эпох. Как относиться к этому? Не отягощаться необъятным и делать то, что каждый индивидуум, личность, гражданин, наделенный полномочиями, правами и обязанностями, в состоянии сделать.
 
3. Уметь прощать и сосредотачиваться на главном.
 
«Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще] /7/; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» (Св. Коран, 7:199).
 
***
/1/ Последующие аяты относятся к периоду, когда было военное противостояние между верующими и язычниками.
/2/ Так как в реалиях современности отдельные преступные группировки в оправдание своих противозаконных действий используют подобные аяты в качестве защиты собственных интересов, мирное время переводя в категорию военного, что развязывает им руки для совершения «благородных» злодеяний, необходимы и непременно важны пояснения, а также параллели с другими аятами и хадисами. За последние десятилетия мир столкнулся с таким злом, как так называемый исламский терроризм, не относящийся к Исламу, кроме как косвенно, и умело применяемый для дестабилизации обстановки, особенно в нефтедобывающих регионах и странах. Отдельные прозападные идеологи подвели под это «исламскую» идеологическую базу, и люди, замешанные в преступлениях, прячущиеся от закона либо ищущие легкого заработка, особенно в малоимущих регионах, а также те, кто любит насилие, идут на это, тем более что эти «исламские идеологи» за очевидные преступления, насилие и грабеж обещают ни много ни мало, а — Рай, вечный Рай! Таково положение дел, ставшее для многих уже привычным, и никуда от этого не деться, но противостоять этому, в том числе силой просвещения, необходимо. Более подробно с канонической точки зрения по данной теме читайте, например, в моем переводе смыслов 9-й суры Корана, а также на сайте umma.ru в разделе «Интервью» («Комментарий Шамиля Аляутдинова к фетве, выпущенной якобы одной из арабских преступных группировок»).
/3/ Важно понимать это не только в историческом контексте определенных событий времен Пророка (да благословит его Господь и приветствует), но и вообще. Охватывает Его, Господа миров, слово всех верующих, последовавших за заключительным Божьим посланником, до Конца Света. У каждого из них при мудром подходе к жизни и с Божественного на то благословения есть возможность быть и оставаться спокойным, умиротворенным, трезво думающим в любых, даже кризисных ситуациях и поддерживаемым невидимыми глазу Божьими слугами — ангелами.
 /4/ За период пророческой миссии эта битва была последней, когда кто-либо осмелился объявить войну мусульманам. Победа была за сотней верующих, которые с благословения Всевышнего пробудили в себе высокие чувства патриотизма, стойкости духа и самоотверженности. Подробнее см.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 5. С. 509; Св. Коран, 9:25–27.
 /5/ «У каждого свое направление (своя кибла, сторона в молитве) [у иудеев свое направление во время совершения молитвы, у христиан — свое, у мусульман — свое (Кааба, расположенная в городе Мекке)].
И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел! [Нет смысла доказывать друг другу правильность, верность именно своего направления, выбираемого при совершении молитвы. Каждому из этапов религиозного развития человечества (последователям Моисея, затем Иисуса и, наконец, Мухаммада) Аллах (Бог) дал свою киблу, свое направление во время молитвы. Не тратьте же времени на препирательства по данному вопросу! Займитесь более важным, нужным и насущным — соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на Землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.]
Где бы вы ни находились, Всевышний Творец соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (Св. Коран, 2:148).
 /6/ Стагнация [лат. stagnum — стоячая вода] — отсутствие развития, застой в сфере производства, торговли и т. п.
/7/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 5. С. 229, 230.