ИХСАН - НАУКА ПРОСВЕЩЕННОГО СУФИЗМА

Крупнейший мусульманский ученый-богословов, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет, что наука Ихсан (искреннее поклонение Создателю) – это наука тасаввуф (суфизм). То есть суфизм фактически являются тем, что приводит верующего человека к Ихсану.

Суфизм — это наука, с помощью которой познают состояние нафса (эго), его похвальные и порицаемые качества, методы очищения души от порицаемых качеств и украшения её похвальными качествами. Она также объясняет методы поклонения Аллаху и путь приближения к Нему.
Суфизм — это стремление поклоняться Всевышнему осознанно, это совершенствование своих нравственных качеств, когда стараешься понимать себя в контексте вечности и создаешь внутри, а также вокруг себя атмосферу веры и религиозной практики.

Основополагающие принципы просвещенного суфизма:

1) Следование Сунне Пророка (мир ему и благословение) в словах и деяниях и достижение истинного благонравия!
2) Явное и тайное соблюдение норм Шариата, скрупулёзное следование его предписаниям!
3) Стремление к довольству Аллаха в большом и малом, полное упование на Него!

Человек в своем духовном развитии проходит ряд этапов, стадий. Эти этапы называются в суфизме макамами, то есть по-русски стоянками. Суфии линии Накшбандийя выделяют четыре стоянки: нафс - эгоизм, животные потребности, калб - сердце, эмоциональность, руух - дух и курб - близость к Всевышнему Аллаху.

Большинство из наших читателей, да простят они меня за прямоту, находятся на стоянке - нафс. Понятие “нафс” обычно переводят как животная сила организма, эго, эгоизм. Нафс присущ всем людям, то есть является неотъемлемой частью человеческой природы. Первым шагом на пути постижения Всевышнего в суфийской практике считается преодоление нафса - собственного эго.

На стоянке нафс человек, как обладатель жизненно важных потребностей, находится с самого рождения. Будучи детьми, мы находимся полностью во власти этой стоянки: капризничаем, если не получаем желаемого, проявляем неразумное упорство. Со временем ребенок привыкает к общественным нормам и может регулировать свои желания. Но к сожалению, многие люди остаются на стоянке нафс всю жизнь, находясь во власти животных потребностей.

Нельзя сказать, что нафс - это не принадлежащая человеку часть, но и нельзя сказать, что нафс - наша необходимая составляющая. Если я скажу, что нафс - это и есть сам человек, - это будет правдой. Но если я скажу, что нафс - нечто инородное человеку - это также будет верным заключением.

В человеке присутствуют три составляющие: нафс, разум и иман-вера в Бога. Если нафс преобладает в человеке, разум действует, совершая ошибки, а вера носит формальный характер, то есть представляет собой - мертвый ритуал. Однажды к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), когда он находился в кругу своих сподвижников, пришел ангел Джибриль (мир ему) в образе человека и спросил у него о трех основах религии: Имане (вера в Творца), Исламе (покорность Создателю) и Ихсане (искренность в поклонении Создателю). И когда речь зашла об Ихсане, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ихсан – это поклонение своему Господу – Аллаху так, как будто ты видишь Его. Хотя ты и не видишь Его, Он же всегда и везде видит тебя».

Таким образом, Ихсан является третьей основой мусульманской религии. Другими словами, Ихсан – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллаха. Исламская наука, воспитывающая человека в таком духе и ведущая его к подобной искренности, называется - Суфизмом! По сути Ихсан называют и ядром, и сердцем, и жизнью, и душой (рух) Ислама, ибо именно он делает Иман и Ислам полноценными.

Имам Абу Хамид аль-Газали также сказал: «Вступление на путь тасаввуфа является обязательным, ибо никто кроме пророков не застрахован от недостатков и душевных болезней» (Ибн Уджайбат. «Шахруль хикам». Том 1. Стр. 7).