АБХАЗ - ШЕЙХ ХАФИЗ АБДУР-РАХМАН АГУМБА

Пример жизни шейха Абдуррахмана Агумба  – образец для праведного мусульманина. Этот образ разрушает встречающееся иногда в современной Абхазии мнение о том, что потомки абхазов-мухаджиров в Турции и странах Ближнего Востока не религиозны. Очерк Георгий Дзидзария - «О поездке в Турцию»: «Мусульманская религия среди турецких абхазцев имеет большую силу;  дело доходит даже до фанатизма».

Слово «мухаджир» на арабском языке означает «вынужденный переселенец», оно, конечно, в первую очередь связано с переселением нашего Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину. Трагические события 19 в. на Кавказе придали этому  слову новую нагрузку – так, в абхазском языке этот термин (амхаджьыр) приобрел значение «беженец, изгнанный с родины». Кавказская война, многочисленные потрясения, привели к тому, что целые области, населенные абхазами опустели в результате нескольких волн массового переселения в Османское государство. Горные и прибрежные области Дал, Цебельда, Псху, Садзны, Аибга почти полностью опустели.

Почти такая же участь постигла селения Гумской части Абхазии, окружающие город Сухум. Бзыбская и Абжуйская Абхазия пострадали не намного меньше – многие тысячи переселенцев, куда входили представители всех традиционных абхазских сословий, покидали свою родину на турецких суднах. Болезни, лишения, трудности приспособления на новых местах, высокая смертность – то, что с чем пришлось столкнуться большинству мухаджиров из Западного Кавказа – абхазм, убыхам, адыгам. В числе переселенцев оказалась и семья переселенца из абжуйского селения Джгерда Коран-хафиза ходжи Саида Агумба. Вместе с другими абхазами он поселился в селе Соук-Су возле города Хендек (провинция Сакарья), назвавшими между собой свое новое место жительства по имени родного абхазского села – Джгерда. Саид Агумба всю жизнь прослужил имамом в мечети села Соук-Су, читавшим ва’азы (проповеди) для односельчан. В семье Саида в 1909 г. родился сын Абдуррахман, который к 13-14 годам стал хафизом (выучил Коран наизусть), обучившись искусству чтения Корана у отца. Два года Абдуррахман читал Коран для жителей деревни, а в 15 лет делал это уже в мечетях города Хендек.

Член Шариатского суда Абдуррауф-ходжа, прослушав молодого чтеца, дал высокую оценку его способностям и предложил продолжить обучение у него. В семнадцать лет шейх  Абдуррахман Агумба получил  официальный статус Коран-хафиза с разрешением на преподавание (иджаза). Проведя еще несколько лет в Хендеке,  он отправился в Стамбул, где поступил в медресе. После подавления, направленного против секуляризации Турции, мятежа в Менемене в декабре 1930 года и прокатившихся по всей стране репрессий,  в числе 500 религиозных деятелей был задержан и шейх  Абдуррахман Агумба. Из арестованных 32 человека были казнены. Шейх Абдуррахман был приговорен к 1 году лишения свободы и временному запрет на государственную и административную работу. После выхода из тюрьмы и окончания медресе он возвратился в Хендек, а затем в 1934 году вновь переехал Стамбул, где поселился в Ускюдаре. Здесь шейх Абдуррахман Агумба совершенствовался в чтении Корана у имама мечети «Селимие» Фехми-эфенди.

В 1938 году шейх Абдуррахман стал имамом мечети «Михримах» исторического квартала Эдирнекапы в районе Фатих, однако уже через месяц был переведен по запросу в мечеть «Тешвикийя». С 22 мая 1944 года шейх Абдуррахман  был назначен имамом в одной из самых важных и известных мечетей Турции - «Баязит», где проработал более 40 лет.  Одновременно он на курсах Корана в другой стамбульской мечети «Нур Османия» за многие года он подготовил большое количество учеников – чтецов Корана.

Шейх Абдур-Рахман Агумба официально носил титул в Турции Райс-уль-курра - главного чтеца Корана. 6 июня 1979 года официально вышел на пенсию, но по-прежнему продолжал преподавать. Так, с момента открытия в 1976 г Центра воспитания Хасеки Комитета по делам религии вплоть до своей болезни в 1998 г шейх Абдуррахман  регулярно проводил занятия в этом учебном заведении. Он написал несколько трудов о чтении Корана, в том числе «Таййибет-ун-нашр», состоящей из 1019 бейтов. Шейх Абдуррахман был также и хаджи – совершившем хадж в Мекку.

10 августа 1999 года шейх Абдуррахман Агумба отошел в мир иной. Его тело было погребено на следующий день после смерти.  Во время похорон на джаназа-намазе в саду мечети «Баязит», где он прослужил имамом значительную часть своей жизни, приняло участие около 10 тысяч человек.
Обладавший глубокими знаниями арабского языка и подготовивший сотни учеников шейх Абдуррахман Агумба занял высокое место в ранге чтецов Корана. В записи о науке чтецов Корана он числится как  40-й чтец. Это означает, что и через тысячи лет при вручении разрешения очередному чтецу имя шейха Абдуррахмана Агумба будет упоминаться как 40-го чтеца. Как сказал один из видных специалистов Турции в области фикха и акыды, бывший муфтий Мехмет Эмин Коч: «Мой преподаватель ходжа Абдуррахман Агумба был прекрасным человеком, одним из высоко профессиональных чтецов Корана в редком стиле Ашер Такриб Таййибет (Aşere Takrip Tayyibe)».