Заблуждение антропоморфистов - Аллах не двуглазый (АузубиЛлях)

В наши дни сильно распространилось заблуждение антропоморфистов, которые приписывают Аллаху то, от чего Он чист и что недостойно Его величия.

В этой статье мы рассмотрим примеры явного и неприкрытого антропоморфизма авторитетных в этой среде их ученых — Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави и Ибн Усеймина.

Ибн Усеймин пишет в «Акыда Ахлю-с-сунна»:

أجمع أهل السنة على أن العينين اثنتان ويؤيده قول النبي صلى الله عليه وسلم في الدجال : إنه أعور وإن ربكم ليس بأعور 

«Иджма Ахлю-с-Сунна в том, что у Аллаха два глаза, потому что сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) о Даджале: «Он одноглазый, а ваш Господь не одноглазый[1]».

Чист Аллах от того, что Ему приписывают заблудшие муджассима!

Ибн Хазм аль-Андалуси, (да смилуется над ним Аллах), сказал: «Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста, [позволяющего] подобное описание[2]».

Ибн Джавзи аль-Ханбали, (да смилуется над ним Аллах), пишет[3]: «Некоторые джахили считают, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что Аллах не одноглазый, то этим утвердил по отношению к Аллаху два глаза. Это очень дурное понимание. Отрицание «одноглазия» — это отрицание [наличия] недостатков».

Слова Усеймина — классический пример антропоморфизма этой заблудшей группы, ведь они применяют кыяс[4] между Аллахом и человеком. Нет в ни в аяте, ни в хадисе двойственного числа, а эти заблудшие, следуя своим страстям, описывают Аллаха тем, чем Он себя не описал. Хотя они и декларируют правило: «Аллаха можно описывать тем, чем только Аллах описал себя», — но сами первые нарушают его, приписывая Аллаху джулус и истикрар[5], нузуль[6], макан[7], джихат[8] и другие признаки сотворенного.

На самом деле, главное правило это группы — это сравнение Аллаха с человеком. Этот кыяс и является главным источником их описания Аллаха.

Имам-мухаддис Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, (да смилуется над ним Аллах), критикует из-за подобных взглядов ханбалита-муджассима и лютого ненавистника ашаритов Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави.

Шейх-мухаддис, в частности, пишет[9]:

«Аль-Харави [для доказательства наличия у Всевышнего Аллаха двух глаз] рассказывает хадис от Анаса ибн Малика, разыАллаху анху, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не посылал Аллах ни одного пророка так, чтобы он (пророк) не предупреждал народ свой о [приходе] одноглазого лжеца, что, поистине, он (лжец) — одноглазый и что Господь ваш не является одноглазым[10] и что написано меж глаз его – [слово] кяфир» (хадис приводят Бухари и Муслим).

Шейх Абдулла аль-Гумари, (да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Этот хадис не доказывает, что у Всевышнего Аллаха два глаза, и откуда он (аль-Харави) это взял?»

Если он понимает из слов хадиса: «…поистине, Господь ваш не является одноглазым», — что у Аллаха есть два глаза — это явная ошибка.

Ведь утверждение в отношении Аллаха [тех или иных] сифатов может состояться лишь через ясное, однозначное и определенное указание из достоверного сообщения «лафза» (термина).

Cлово «аль-‘айн»(глаз) в Коране употреблено по отношению к Аллаху в единственном числе:

«…чтоб выращен ты был перед Моим оком…»[11],
а также во множественном:

«…поистине, ты перед глазами Нашими»
«…(и) сооруди ковчег перед очами Нашими…»
«…чтобы плыл он (ковчег) на Наших глазах…»[12].
[Очевидно, что] все приведенные аяты указывают на отношение термина «аль-‘айн» к Всевышнему Аллаху, который означает либо характеристику Всевышнего сифатом Аль-Басар (Видение), либо атрибутом Аль-Хифз и Аль-Калят (хранение, защита, забота).

Ибн Хазм аль-Андалуси, (да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста на подобное описание».

Шейх аль-Гумари, (да смилуется над ним Аллах), сказал:

«И это [обычное] дело для аль-Харави, когда он в своей книге «Аль-Арбаин» утверждает в отношении Всевышнего Аллаха сифаты, на которые не указывает [ясный и достоверный] далиль (Коран, Сунна, иджма)».

(Конец слов шейха аль-Гумари, (да смилуется над ним Аллах))

Логика мушаббиха, когда они говорят, что у Аллаха два глаза, такова: если Даджаль — одноглазый и это недостаток, то сифатом совершенства Всевышнего Аллаха должно быть два глаза.

Но где доказательство тому, что совершенство (камаль) Всевышнего Аллаха заключается в наличии именно двух глаз, а не трех, пяти, десяти и так далее!?

Ясно, что мушаббиха здесь опираются лишь на свои личные, обусловленные суждениями ограниченного разума и эмпирическим опытом, представления о том, каким должно быть совершенство Аллаха. Они сравнивают совершенство Аллаха с тем, что считается совершенством для человека, – ведь для человека совершенством считается наличие двух глаз.

Имам Захид аль-Кавсари, (да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Нет никакого пути и никакой возможности для отрицания того манхаджа[13], которого в действительности придерживались Саляфы в понимании и толковании сифатов Всевышнего Аллаха.

Этот путь (путь Саляфов) заключается в одном лишь произнесении языком известных терминов, приведенных в Коране и Сунне и указывающих на те или иные сифаты Всевышнего Аллаха, с одновременным исповедованием абсолютного неподобия Аллаха сотворенному, исходя из слов Всевышнего: «Нет абсолютно ничего подобного Ему»[14].

[И всё это] без углубления в значение данного термина или без добавления чего-либо к нему и без замены слова, приведенного в Коране и Сунне, другим словом или термином (не имеющим своего основания в Коране и Сунне).

Это и есть метод тафвид — освобождение слова, приведенного в Коране и Сунне, содержащего информацию о Сущности Аллаха, от характеристик, присущих сотворенному, и без конкретизации смысла термина.

И в этом халяфы[15] никак не противоречат саляфам, хотя первые могут конкретизировать значение термина в соответствии с принципом танзиха, широко используя такие средства, направляющие к нему (танзиху), как соответствующее употребление данных слов носителями языка (арабами), указание контекста, в котором использован термин, и все обстоятельства использования слова.

При этом халяфы также стоят на позициях тафвида, отказываясь от конкретизации значения термина и адресуя знание о нем к Знанию Всевышнего Аллаха всякий раз, когда это значение не являет себя с ясностью, подобной ясности предутреннего рассвета.

Поэтому хиляф (разногласие), который есть между этими двумя группами, — незначительно. Ведь оба этих метода сходятся в основе — в следовании принципу танзих[16].

Однако все наши претензии относятся к тем, кто толкует эти термины в известных среди них (мушаббиха) значениях, явно указывающих на характеристики сотворенного. Они заменяют приводимые [в Коране и Сунне] термины совсем другими словами, которые считают синонимами для первых. И в доказательство своей позиции они приводят слабые и ложные риваяты (хадисы).

Затем они прибавляют от себя то, о чем ничего не говорится в Коране и Сунне, превращая, например, приводимые в текстах Шариата аль-фи’аль (действия) в сифат Всевышнего Аллаха и т. п.

Эти люди вынуждены держать ответ согласно смыслу своих речей, и они — аль-хашавия[17].

Мы не сомневаемся в явном заблуждении и далеком отстранении от дозволенного в отношении Сущности и сифатов Всевышнего Аллаха каждого, кто исповедует, что:

Аллах буквально Своей Сущностью (би затихи) «воссел» (истаккара) на Трон;
или спускается Своей Сущностью с трона;
или усаживает возле Себя на Троне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха);
или что присущий Его Сущности сифат Речи — это произносимые звуки;
или что Его нисхождение (ан-нузуль) сопровождается движением, перемещением в пространстве и является сущностным нисхождением;
или что Он обладает весом (ас-сикль), нажимая Своей тяжестью на несущих Трон ангелов;
или что Всевышний находится в [какой-либо] стороне (джиха), имеет границу, предел, обладает местом;
и что аль-хавадис (сотворенное, например, буквы Его Речи) присуще Его Сущности;
или что Всевышний Аллах буквально соприкасается с троном или касается кого-либо из Своих творений.
[Мы не сомневаемся в явном заблуждении каждого, кто исповедует эти] или подобные им мерзости.

[Скажем ещё, что] все эти гнусные вещи настолько очевидны, что их никак нельзя скрыть под притязаниями [на следование пути саляфов солих].

И акыду всех, кто исповедует вышеперечисленные мерзости, мы решительно отрицаем, считая совершенно ничтожными плоды их воображения.

И эти люди — ростки, которые проросли из зерен, посеянных [в свое время] хашавитами» (Конец слов шейха аль-Кавсари).

И в заключение приведем слова четвертого праведного халифа — Али ибн Аби Талиба, который предупреждал о появлении антропоморфистов (муджассима).

Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, (да смилуется над ним Аллах), пишет[18]:

«Передается, что халиф Али ибн Аби Талиб сказал:

«Когда приблизится Час, отступит от Ислама, став неверующей, группа людей из этой уммы».

Кто-то спросил халифа:

«О повелитель правоверных! Будет причиной их куфра нововведение или отрицание?»

Халиф ответил:

«Причина их неверия — отрицание. Они станут отрицать своего Творца, описывая Его как тело, составленное из частей (органов)».

[1] В хадисе рассказывается, что Даджаль в какой-то момент станет называть себя Аллахом. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что Даджаль будет одноглазым, а Аллах «не одноглазый», т. е. у Него нет никаких недостатков. Всевышний не подобен творению, и у Него нет недостатков, поэтому те, кто это понимает, поймут, что Даджаль — кяфир и лжец, приписывающий себе божественность.

[2] Т. е. нет ни аята, ни хадиса, который бы прямым текстом говорил о том, что Аллах описан «двумя глазами».

[3] Ибн Джавзи аль-Ханбали, Дафуу шубха ташбих, с. 263.

[4] Суждение по аналогии.

[5] Восседание на троне.

[6] Буквальное движение сверху вниз.

[7] Место в пространстве.

[8] Сторона; направление.

[9] Шейх Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, Фатхуль-муин би накди китабиль-арбаин, с. 36.

[10] Здесь под «одноглазым» имеется в виду человек, который видит только одним глазом из-за повреждения другого глаза. Даджаль – не буквально одноглазый, а одноглазый из-за того, что другой его глаз не видит.

[11] Сура Та Ха, аят 39.

[12] Сура аль-Камар, аят 14.

[13] Манхадж – метод.

[14] Сура аш-Шура, 11-й аят.

[15] Алимы, следующие за поколением саляфов.

[16] Танзих — абсолютное неподобие Аллаха Его творениям.

[17] Одна из групп антропоморфистов – так или иначе уподобляющих Всевышнего Аллаха Его творениям.

[18] Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, Наджмуль-Мухтади, стр. 588.