ИНОВЕРЦЫ И ИСЛАМ

Бог в Коране сказал: "Нет принуждения в религии". (Коран, 2:256). "Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане».” (Коран 5:82) А пророк Мухаммад (САС) изрек: "Кто навредит зимми (иноверцы), навредит мне, а навредивший мне – вредит Аллаху" (Табарани) "Кто навредит зимми(иноверцу), тому я враг, а кто ему враг (зимми), тот станет врагом в день Воскресенья – (судный день)" (аль Хатиб) "Не достигнет раб (Бога) истинной веры, пока не пожелает людям того, что желает себе из добра”. (Имам Ахмад) "Пусть желающий, чтобы его удалили от огня и ввели в рай, в (день) смерти своей окажется верующим в Аллаха и в Последний день и относится к людям так же, как хочет он, чтобы они относились к нему". (Муслим)
 

ИСТОРИИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОРОКОМ И СПОДВИЖНИКАМИ

Однажды в Египте были устроены скачки, на которых сын местного правителя проиграл бедному копту-христианину. От обиды юноша ударил плетью иноверца. После этого христианин поехал с жалобой к правителю всех мусульман Умару ибн аль Хаттабу, тот его сразу же принял и оставил у себя, и сразу же вызвал к себе наместника Египта и его сына. Когда те прибыли, то халиф Умар дал плеть христианину и сказал: "бей по голове этого правителя и его сына”. Когда Али ибн абу Талиб (правитель мусульман и родственник пророка Мухаммада (САС)) потерял свой любимый воинский щит и увидел его у еврея, то он подал в суд на него. Судья спросил Али, какие у него есть доказательства? На что халиф сказал, что только его родственники и слуга могут подтвердить. Судья ответил, что это не доказательство, и он отдает щит иудею. Еврей был настолько удивлен справедливости мусульман, что он сразу же принял Ислам. Он признал, что этот щит упал от Али и он поднял его, забрал себе (украл). Посмотрите, судья в виду слабости доказательств правителя мусульман, отдал щит НЕ мусульманину, не смотря на то, что Али ибн абу Талиб был халифом, родственником пророка Мухаммада (САС) и его зятем.
Пророк (САС) казнил мусульманина за убийство иноверца, который заключил с мусульманами мирный договор, а затем сказал: "Я – самый достойный из тех, кто гарантировал им безопасность”. (Абд ар-Раззак) Известен случай, когда на Мухаммада (САС) напал с намерением убить один язычник, но уронил случайно меч и тут же орудие успел схватить посланник Аллаха. Наш пророк простил человека, который хотел его убить. В итоге несостоявшийся убийца принял Ислам.

ДЖИЗЬЯ – НАЛОГ

Известно, что представители других религий в халифате платили налог (джизья), но интересно то, что этот налог был меньше чем тот, который платили сами мусульмане (зак1ат). И эта сумма была совсем не обременительной, примерно 0,20 % от дохода (мусульмане же платили 0,25 %-2.5%). И это притом, что в христианских государствах люди вынуждены были платить 10% от дохода для церкви, а еще государю, а еще и своему феодалу. Часто сумма налогов в христианских странах выходила за рамки половины. Помимо этого в Халифате христиане и другие иноверцы старики и больные официально от государства получали пенсию!! Люди из числа НЕ мусульман в старости и болезни были на содержании мусульман!! Из этого всего выходит интересный вывод, что самим христианам было выгоднее жить под властью мусульман. И на самом деле, именно поэтому многие христиане сами переезжали жить под управление мусульман.

ИНОВЕРЦЫ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МУСУЛЬМАН

Свидетель создания халифата, сирийский Патриарх Тимофей I, писал восторженно: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквям и монастырям». Вдумайтесь в эти слова! Это говорит человек, который вроде не должен бы желать муслимам добра! А муслимы помогают христианам во всем! У самого пророка был товарищ (христианин) Варака ибн Науфал, брат его жены Хадиджи. Он занимался переводом Библии на арабский язык (начал он с Ветхого Завета и, к сожалению, успел перевести только Пятикнижие Моисеево). Договор между вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом и иерусалимским патриархом Софронием в 15 году Хиджры. Под руководством Абу Убайды ибн аль-Джарраха войско верующих подошло к Иерусалиму, и глава святого города патриарх Софроний захотел передать ключи от города самому халифу лично в руки. Тут же Умар с всего одним слугой приехал из Медины. А когда входил в святой город, то шел пешком и вел под уздцы осла, на котором сидел его слуга, что посчитали особым знаком сами христиане. У них была легенда, что ключи от святого города будут вручены правителю, который будет вести осла простого слуги. С патриархом Иерусалима был заключен договор, по которому мусульмане взяли на себя ответственность за охрану не только жизни и имущество христиан, но также и их «могилы, кресты и церкви». Что касается христиан - в правительственных структурах халифата они могли занимать сколь угодно высокое положение. Христианство исповедовали один из визирей левой руки (госсекретарь) и несколько казначеев (министров финансов) мусульманской империи. Особенно же славились христианские ученые, среди которых выделялись выходцы из Туркменистана и родственного ему Хорезма. Когда халиф Мамун основал "Дом мудрости" (Академию наук), то поставил во главе его христианина Абу Закария Юханна. В Гундигапуре (Хузистан) христианами была медицинская школа. Личными врачами самого халифа и видных вельмож часто были христиане. Низибийская богословская (несторианская) школа преобразовалась в подобие университета, где изучалась не только религия, но и философия, история, география, естественные науки. Знамениты были ученые-христиане Мерва; среди них - человек разносторонних дарований, знаток философии, медицины, математики, филологии Сахл Раббаи, прозванный "учителем мудрецов"; его сын Али ибн Сахл, философ и медик; ботаник и врач Ибн-Маса, трудами которого пользовался аль-Бируни. Христиане при правлении мусульман трудились над переводами с греческого и латыни и участвовали во всех сферах общественной и культурной жизни. Если обратить внимание на период Крестовых войн, то мусульмане не смотря на войну, содержали христианские храмы и церкви в порядке, не вредили паломникам. Когда христианские крестоносцы завоевали Палестину с Иерусалимом, то уничтожили все мусульманское население. И когда мусульмане под предводительством Саладина освободили свои земли, то они не причинили никакого вреда христианам, всем была дарована свобода. Одним из первых дел халифа Мухаммада аль Фатиха, после взятия Константинополя, было приглашение православным грекам избрать себе Патриарха, наладить церковную жизнь и вернуться к своим обычным занятиям. Патриархом избрали Геннадия Схолария. Патриарху же давалась полная свобода в управлении церковными делами и запрещалось кому бы то ни было вмешивать¬ся в его распоряжения. Личности патриарха, епископов и священников признавались неприкосновенными, все духовные лица свободными от податей. Христиане в Османском Халифате получили «права» не только религиозного, но и национального меньшинства. Патриарх стал «милет-башой», то есть главой народа, этнархом, а церковная иерархия получила права гражданского управления над христианским населением. Она судила христиан по греческим законам, ее суд был признан мусульманским правителем и приговоры приводились в исполнение исламской властью. Христиане мог¬ли иметь свои школы, свои программы, свою цензуру. Теоретически Церковь оставалась как бы государством в государстве. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмеде II был Махмуд-паша, сын православных серба и гречанки. При Сулеймане Кануни великим везиром был также бывший раб Мехмед Соколлу паша (Соколович). Говоря о положении христиан под правлением мусульман, нельзя не затронуть личность самого великого христианского деятеля тех времен – Иоанна Дамаскина, который и сформировал современный облик самого христианства. Иоа́нн Дамаски́н (ок. 675 — 753 (777?) гг.) считается величайшим "святым”, и одним из "Отцов Церкви”, богослов и гимнограф. Так, что интересно, что его отец Сергий служил при дворе халифа в Дамаске в звании "великого догофета", т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря) и впоследствии его сменил сам Иоанн. Через некоторое время правитель, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. То есть самые великие люди христианства свободно жили под властью мусульман, хотя могли переехать в христианские государства, имели равные права, участвовали в общественной жизни и спокойно работали на государство Ислама. Интересно, что когда по всей Европе евреев убивали и сжигали в кострах инквизиции, то их милостиво приняли мусульмане и дали им помощь, гражданство и приют. Особенно это усилилось в 15-16 веках в Испании и Португалии, когда местные христиане называли иудеев "марранами” (свиньями) и жестоко казнили, большинство евреев бежало в Османский Исламский Халифат, где уже жили и работали спокойно под властью мусульман. Известно, что лейб-медиком (хеким-баши) Мурада II (1421–1451) был еврей Исхак-паша, который открыл ряд влиятельных евреев-придворных. Одна из хроник царствования Мехмеда II, завоевателя Константинополя (1451–1484), отдает должное профессиональному мастерству еврейского врача. В хронике приводится список улемов. Семь имен в нем составляют врачи. Четверо были иранцами, трое других – турок, араб и еврей (хронист называет последнего «хеким Якуб»), который еще до принятия ислама получил должность дефтердара (казначея), а позднее стал везиром. «Его опыт и познания, – сообщает далее хронист, – значительно превосходившие опыт и знания его коллег, возможно, продлили бы дни султана, если бы великий везир Мехмед Карамани не убедил Мехмеда II следовать предписаниям конкурента Якуба персидского врача Лари». В венецианских посольских донесениях и депешах XVI века сообщается о лекаре Соломоне, иногда его именуют рабби Натан. Соломон Ашкенази (он был из немецких евреев) пользовался влиянием при дворе султана Селима II (1566 – 1574). Венецианский посол Тьеполо писал о том, что «лекарь завладел умом великого везира Мехмеда Соколлу и был посвящен во все тайны Дивана». В XVI веке крупная османская торговля и таможенные сборы в значительной мере находились под контролем евреев. Они занимались и торговым судоходством, в чем успешно конкурировали с венецианцами, имевшими сильный флот и давние торговые традиции. Европейские авторы записок об Османской империи отмечают не только влияние евреев при дворе, но также их впечатляющие богатства: «Вовсе не редкость, – сообщает один из них, – встретить между ними лиц, владеющих состоянием в 200 тысяч дукатов». В годы правления султанов Сулеймана I Великолепного, которого турки называют Кануни (Законодатель) (1520–1566), его сына Селима II и Мурада III (1574–1595) заметную роль при дворе играл Иосиф Наси. По одной из его биографических версий, он был выходцем из семьи марранов (насильственно обращенных в христианство испанских евреев), но вернулся к вере отцов. Влияние при дворе Сулеймана I он приобрел знанием реалий европейской политики В своей книге «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» известный историк XX века Фернан Бродель упоминает Иосифа Наси: «Рядом с султаном находились два очень влиятельных человека: один из них Катакузен-грек, другой Мика (в еврейских источниках Микес – И. Ф.) – еврей».

ИНОВЕРЦЫ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМСКОМ МИРЕ

Если мы сейчас посмотрим, то увидим, что в исламских странах уже более 1400 лет проживают представители других религий, которые живут наравне с мусульманами и вместе с ними строят свою жизнь. Даже население Египта сохранило крупнейшую в исламском мире христианскую общину коптов (8-9% населения Египта). То же самое касается христиан Палестины (10%), Ливана (40%), Сирии (10 %)и Ирака (3%), иудеев Шама, Ирана и Андалусии. Помимо этого в Афганистане, Иране и других землях до сих пор живут представители и других религий – зороастрийцы, язычники и т.д. И все они обладают равными правами и участвуют в общественной жизни наравне с мусульманами. Если бы все они находились под страхом смерти и полного уничтожения в случае непринятия Ислама, разве сохранились бы эти общины до сегодняшних дней? Отсюда вытекает вполне очевидный вывод, что принятие Ислама для народов, оказавшихся под властью мусульман было делом сугубо добровольным. Всевышний сказал в Своей Книге: «Нет принуждения в религии.» (Коран, 2:256). Ислам - это религия дружелюбия и милости ко всем людям, в том числе и не мусульманам.  Как мы видим, представители других религий свободно живут с мусульманами в исламских странах уже более 1400 лет в мире и согласии, обладая всеми свободами. Вместе они на протяжении всех этих лет строят свою жизнь, счастье и будущее детей. Это и есть основа веры и закон Бога в Исламе.