ШАХИДЫ

     Одним из замечательных обычаев в исламе является поминание усопших родственников, друзей, близких. Верующие твердо знают, что смерть – это расставание лишь на время. Это своего рода проверка на верность для тех, кто остался в этом мире. Они не забывают своих усопших братьев и сестер – они молятся за них и просят для них прощения, посещают их могилы и надеются на встречу с ними в обители божьей милости. 

     Но есть среди усопших те, кого они мертвыми не считают, кто не пожалел жизни, исполняя свой долг, чтобы снискать благоволение Всевышнего, кого в народе почтительно называют шехидами. Это – мученики, которые отдали свои жизни, защищая Родину и веру, оберегая свою честь и свои семьи. Их доброе имя увековечил сам Бог, сказавший в Своем писании: «Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Бога» (Аль Имран, 169). 

     Они тоже любили жизнь и создавали семьи, строили мечты и надеялись на их воплощение. Подобно всем нам, они трудились для того, чтобы сделать свою жизнь счастливой и прекрасной. Но было то, что они возлюбили сильнее этого мира. Они имели обостренное чувство чести и любили справедливость, хотели видеть своих детей свободными и счастливыми. Они верили в то, что Всевышний не лишит награды того, кто отстаивает истину и верит в Него. И даже смерть не сумела одолеть их, поскольку, расставшись с этим бренным миром, они обрели иную, более совершенную жизнь. Расставшись с любимыми из смертных, они воссоединились с возлюбленным Богом и поселились в Райской обители. Священный Коран гласит: 

     «Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Бога. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Бог даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Бога и щедрости и тому, что Бог не теряет награды верующих» (Аль Имран, 169-171). 

     В одном из достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему) сообщается, что души павших мучеников переселяются в тела зеленых птичек, которые летают над ручьями в Раю, питаются райскими плодами и слетаются к фонарям, которые привязаны к Трону Бога. 

     Шехиды удостаиваются Божьей милости и занимают высокое положение в Раю. Там они наслаждаются всевозможными благами, описать которые может только Господь, и ничего не желают для себя взамен. Будь у человека тысяча жизней, и если бы он расстался с каждой из них, защищая свою свободу, убеждения, семью и близких, то и этот поступок оказался бы ничтожным по сравнению с такой великой наградой! Вот почему шехиды не желают для себя ничего, кроме возможности вернуться в этот мир, дабы еще раз отдать жизнь во имя истины и справедливости. 

     В Исламе испокон веков чтят тех, кто жертвует жизнью, защищая Родину от врагов, прославляя свой народ. Их матери не плачут, когда им приносят весть о гибели их сыновей. В глазах их появляются лишь слезы гордости за сыновей, выполнивших долг перед Родиной и оправдавших надежды своих родителей, жен и детей. Они вспоминают как растили своих сыновей, вспоминают их первые неуверенные шаги, первые произнесенные слова, первый день в школе. Их материнские сердца согреваются верой в то, что теперь их любимцы никогда уже не познают ни горя, ни печали, ни страданий. Шехиды отблагодарили своих родителей за каждую каплю материнского молока, за каждое родительское наставление. Они отблагодарили свой народ за то, что были воспитаны в духе славных традиций и научились не изменять им. 

     В свою очередь, соотечественники благодарны им и не забывают ни их самих, ни их родственников и близких. Их имена не записываются золотыми буквами на безмолвных камнях – они навсегда сохраняются в памяти народа, в душах тех, кто остался в живых. И мы считаем это достоянием нашей нации, ее многовековой культуры. 

     Однако сегодня, увы, о шехидах распространены различные ошибочные суждения, не опирающиеся ни на Священный Коран, ни на традиции мусульманских народов. В средствах массовой информации шехидами стали называть тех, кто взрывает себя вместе с ни в чем не повинными людьми. Появилось даже выражение "пояс шехида", которое, хотя и не имеет ничего общего с мученичеством в исламе, но зато действует как удачный пропагандистский прием. 

     А ведь в исламе шехидами считаются те, кто погибает во имя добра и справедливости, защищая в соответствии с предписаниями религии свою Родину и честь, благополучие своих близких и соотечественников.  Что же касается тех, кто взрывает себя вместе со случайными прохожими, то они не имеют права на высокий титул шехида. В одном из достоверных хадисов, переданном имамом аль-Бухари, говорится, что человек, убивший неверного, заключившего мирный договор с мусульманами, не почувствует даже благоухания Рая, несмотря на то, что оно распространяется на расстояние сорока лет. 

     Ислам высоко ценит право людей на жизнь, поскольку она дарована им Богом, и они не вправе по своему усмотрению решать, кому можно наслаждаться ею, а кому нет. Ислам категорически запрещает и самоубийство – оно расценивается как грубое вмешательство человека в дела Всевышнего и как неблагодарность за дарованные ему милости. Ислам учит, что самоубийцы обречены на вечные мучения в Аду. Священный Коран гласит:
«Не убивайте самих себя, ведь Бог милостив к вам» (ан-Ниса, 29). 

     Согласно одному из известных хадисов, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Среди тех, кто жил до вас, был мужчина, который испытывал сильные боли от полученного ранения. Тогда он взял нож и проколол себе руку. Кровь вытекала из этой раны до тех пор, пока он не скончался. И тогда Всевышний сказал: "Мой раб опередил Меня, и Я лишаю его возможности войти в Рай"». 

     В другом предании, дошедшем до нас в сборниках аль-Бухари и Муслима, упоминаются следующие слова Пророка (мир ему): «Кто убьет себя железным оружием, тот вечно пребудет в Адском огне с куском железа в руках, протыкая им себе живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в Адском огне и будет глотками пить яд. А кто убьет себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в Адском огне, бросаясь вниз со скалы».

     Акции боевиков-смертников, сопровождающиеся покушением на жизнь мирных людей и захват заложников, а также прочие такого рода террористические акты, проводимые различными происламскими группировками, не имеют никакого отношения к мусульманской вере. Суждения мусульманских богословов по этому поводу категоричны и недвусмысленны.  


     Известный теолог, шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин писал: «Если человек привязывает к себе взрывное устройство, а потом смешивается с толпой иноверцев и подрывает себя вместе с ними, то он совершает самоубийство, и да упасет нас Бог от этого, потому что самоубийца вечно пребудет в пламени Ада, о чем сообщается в достоверном хадисе. Такой поступок не соответствует интересам мусульман, ведь исламу не приносит пользу то, что человек губит себя и забирает вместе с собой десять, сто или двести чужих жизней. Более того, такие действия могут еще больше озлобить врагов, которые примутся самым жестоким образом уничтожать мусульман. 

     Примером могут служить действия израильских властей по отношению к палестинцам: после того как один палестинец подрывает себя, убивая шесть-семь человек, власти хватают в десять раз больше палестинцев, что не приносит никакой пользы ни мусульманам, ни тем, против кого направлены такие взрывы. 

     Вот почему мы считаем, что люди, поступающие так, совершают самоубийства, что непременно приведет их в Ад, да упасет нас от этого Всевышний! Такой человек не является шехидом». 

     Несмотря на категоричность религии в данном вопросе, некоторые люди продолжают добиваться своих целей, облачая террор в религиозные одежды. Они вдохновенно рассуждают о джихаде во имя Бога, не понимая смысла и истинных целей исламской религии. Искренне стремясь по-своему установить на земле справедливость, такие люди на деле распространяют вражду, проливают безвинную кровь. Как же они похожи на тех смутьянов, которые описаны в Священном Коране: 

     «Среди людей есть некто, чьи речи восхищают тебя в этом мире. Он призывает Бога в свидетели тому, что у него в душе (т.е. его веру), хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Бог не любит нечестия» (аль-Бакара, 204-205). 

     Поэтому совершенно недопустимо, чтобы высокопарные заявления невежд и экстремистов выдавались за истинное учение ислама. Верующие умеют ценить жизнь – свою и чужую. Они благодарят Всевышнего, когда благоденствуют, и не сетуют, если их постигают несчастья. От этого их души становятся чище, а их жизнь – счастливее. Но если кто-либо покушается на их святыни и нарушает покой в их родных очагах, то они поднимаются на борьбу с искушением и несправедливостью и нередко отдают свои жизни ради благополучия их, обретая вечную жизнь в Раю. Однако они никогда не превозносятся над Божьими рабами и не сеют на земле смуту. Они не используют религию для достижения корыстных целей и в политических интересах и не строят свое счастье на чужой крови. 

     Эльмир Кулиев —  автор девяти книг, в том числе наиболее популярного на сегодняшний день перевода смыслов Священного Корана на русский язык.