С ГНИЛЫМ ДУПЛОМ ДЕРЕВО НЕ СТОИТ

А. Солженицин: «Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом уровень промышленности… С гнилым дуплом дерево не стоит».

Ещё В.М. Бехтерев в своей статье «Личность и условия её развития и здоровья» указывал, что для здорового развития личности необходимо устранить распространение спиртных и иных опьяняющих «напитков».

Формула жизни проста:

Здоровье, мораль, красота,

Созидание, трезвость и воля -

Человека достойная доля.

Наиболее успешными антиалкогольными проектами в истории человечества, можно считать религиозные запреты и ограничения на алкоголь.

Полный запрет на алкоголь существует в буддизме и исламе. В христианстве допускается употребление вина, но осуждаются состояния опьянения.

Христианство

Первый новомученик земли Русской, Митрополит московский Владимир (Богоявленский) в докладе «Противъ ли нас (абстинентов) Библія?», сделанном на противоалкогольном Съезде в Москве 6 августа 1912 года, показал и доказал, что на самом деле Священное Писание на стороне тех людей, которые стоят на позиции полного воздержания от алкоголя. Оно не осуждает употребление только того вина, которое не претерпело брожения (т. е. являлось виноградным соком). Владыка Владимир привёл в своём докладе ряд ценных рассуждений и аргументов, обосновывающих выбор христианином трезвости с нравственной точки зрения.

Современные исследователи Библии доктор Эвинг, Уильям Пэттон, Самюэль Баккиоки утверждают, что, что вином в Библии называли и виноградный сок, и виноградную гроздь, и любой другой продукт, полученный из винограда. Ферментированное, перебродившее вино, было принято разбавлять водой (1:3; 1:4). Получался напиток немногим крепче кваса (3-4%). Но даже такое винопитие в Библии осуждается. Например, «Книга Притчей Соломоновых» на алкогольное вино ссылается как на насмешника и обманщика, который ведёт к насилию (23:29-30), бедности (23:21), печали (23:29-30), безнравственности (23:33), незащищённости (23:34), бесчувственности (23:35) и даже сравнивает с ядовитой змеёй (23:32).

Грех пьянства, в Библии упоминается более 70 раз.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей и Свидетелями Иеговы.

Модерационисты утверждают, что вино — это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и протестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность — причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм — это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты 7-го дня и др. прогибиционисты.

Отношение к вину в православии можно отнести и к модерационизму, и к абстенционизму.

Св. отцы и учителя Церкви осуждали винопитие:

Св. Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посудины винной».

Св. Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая — Богу. Хочешь служить врагу — пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением — и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».

Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды.

Св. Иоанн Златоуст: «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия… Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется».

Св. Григорий Богослов: «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум». «Вода — прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум».

На волне трезвеннических движений в России в XIX — начале XX столетий Православная Церковь находилась на передовых рубежах борьбы за трезвость. До революции в Российской империи действовало около 3000 парафиальных братств трезвости, которые объединяли более полумиллиона человек, принявших обет полного воздержания от алкоголя.

Однако в современной Православной Церкви единой точки зрения на употребление алкоголя нет, и лишь небольшая часть православных священников участвует в трезвенническом движении.

Жизнь показала, что допустимость употребления вина в христианстве стала миной замедленного действия, заложенной под всю христианскую цивилизацию, которая более других страдает сегодня от пьянства и наркомании. Причина пьянства не только в бездуховности, поразившей современное общество, но и в самом вине, в его особых свойствах, способных эту духовность разрушать. Тело в религиозном понимании — это храм души. Оскверняя тело, человек оскверняет и душу.

В современной подростковой и молодёжной среде массовое распространение употребления алкоголя, табака и наркотиков становится, по-видимому, главным препятствием для воспитания здорового поколения. А это - угроза национальной безопасности и самому существованию нашей цивилизации.

Ислам

Своеобразие Корана, священной книги мусульман, состоит в том, что в отличие от христианской этики, которую можно назвать этикой общих принципов, мусульманская этика является этикой конкретных норм. Коран содержит основные предписания и наставления, которые должен выполнять мусульманин, в их числе предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья. Одним из категорических запретов ислама является запрет на употребление алкоголя.

"Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?" И удивительным был ответ всего общества. Люди вскричали: О Аллах! Мы бросили пить! Вот что передают со слов Анаса Ибн Малика:" Когда вино было запрещено, арабы все еще любили его, и не было для них ничего более трудного, чем соблюсти запрет. Тем не менее, они должным образом последовали ему. Каждый из нас, в чьем доме было вино, вынесли его на улицу и вылили. На протяжении нескольких дней запах ядовитого зелья стоял над Мединой".

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, потребовал от жителей Медины вынести все вино, хранившееся у них дома, и сам ножом взрезал кожаные бурдюки, наполненные вином. В тот день пророк (да будет мир над ним!) произнес свой знаменитый хадис, которым он проклял вино, тех, кто пьет, гонит, торгует или даже только подает его на стол. Таким образом, в течение одного-двух дней все население города превратилось в трезвенников, и наиболее удачная кампания, когда-либо предпринимавшаяся человеком против алкоголизма, была чудесным образом выиграна. С тех пор и по сей день, мусульмане всего мира (а их в сегодняшнем населении Земли насчитывается около 2 миллиардов человек) являются группой, наименее подверженной алкоголю и связанным с ним проблемами. Несмотря на их принадлежность различным нациям и культурам, тем не менее большинство их сохранило свою воздержанность к алкоголю на протяжении веков.

Как Ислам справляется с проблемой алкоголя

В США, (1920 - 1933 г.г.) алкоголизм и наркомания получили широкое распространение среди американских чернокожих. Однако свет Ислама проник в их сердца, и они совершенно преобразились.

Джеймс Болдуин в книге The Fire Next Time написал следующие слова, посвященные своим собратьям-чернокожим американцам: И вот теперь люди, которые никогда ранее не были в состоянии воспринять миссию Ислама, вдруг восприняли ее и уверовали в нее, и преобразились... Ислам оказался способным совершить то, чего не смогли сделать поколения хорошо оплачиваемых работников, комитеты, постановления и доклады, жилищные программы и игровые площадки: исцелить и вернуть доброе имя пьяницам и отребью, перевоспитать людей, вышедших из тюрьмы, и не допустить их возвращения обратно, сделать мужчин целомудренными, а женщин - добродетельными, вдохнуть и в тех, и в других гордость и безмятежность, которая неугасимой лампадой освещает их путь. Произошло чудо, и презираемые пьяницы и разный сброд полностью изменились под влиянием Исламского учения.

Некоторые высказывания знаменитых личностей по поводу ислама и алкоголя.

Вольтер писал: Ислам принимает свою веру всерьёз, и поэтому налагает запрет святотатства на такие привычки, как увлечение азартными играми и алкоголь, и обязывает их просто плотскими играми.

Джулсла Бум пишет: Арабы до принятия Ислама пили слишком много, играли в азартные игры, брали столько женщин в жены, сколько хотелось, и разводились, когда бы ни пожелали. Вдовы были частью наследства наследника, который женился или продавал их в зависимости от него, как он считал наиболее выгодным. Ислам изменил все это.

Профессор Эдвард Монтей добавляет: Коран запретил человеческое жертвоприношение и оставление на произвол судьбы нежеланных дочерей, алкоголь и многие другие унижающие человека действия. Последовавший прогресс в культуре так велик, что позволяет завоевать Пророку титул одного из величайших благодетелей рода человеческого, известных истории.

Из истории борьбы с пьянством

В Древнем Египте пьяниц подвергали публичному осмеянию и другим наказаниям. В Китае за 2286 лет до Рождества Христова был издан эдикт, воспрещавший неумеренное потребление спиртных изделий. В 1279 году до Рождества Христова из Китая были изгнаны все винокуры, а в 2205 году пьянство в Китае стало караться смертной казнью. Примеру китайцев последовали вскоре японцы. Продажу и потребление алкоголя запрещали и законы Древней Индии.

Афиняне считали заслуживающим смертной казни члена городского суда, если он напивался пьяным. В Древнем Риме в III в. до н. э. запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Пьянство женщин наказывалось смертной казнью. Всякий римлянин имел право убить свою жену или раба, если они напивались пьяными. Римские цезари имели право упившегося сенатора лишить должности и конфисковать его имущество. Ликург Оракийский и Тербул Бомарский (704 г.) воспрещали разведение виноградников (Г.И. Гордон, 1910). В 862 году до н. э. Сенат Рима запретил празднества в честь Бахуса и казнил несколько тысяч участников вакханалий, однако это уже не спасло римлян, потому что пьянство пустило глубокие корни в древнеримском обществе.

XIV, XV, XVI вв. — это время распространения пьянства в Европе. Делались попытки ограничить пагубные последствия употребления алкоголя, но само пьянство преодолеть не удалось. Суд Парижа в 1397 году запретил ремесленникам посещать питейные заведения в рабочие дни. В 1524 году маркграф Гессенский Филипп (Германия) велел изъять из продажи крепкий алкоголь. В Англии пьяниц водили с ярмом на шее.

Писатели и поэты также осуждали винопитие:

Шекспир:

«О ты, незримая сила вина! Если не дано тебе ещё названия, так я назову тебя дьяволом».

Ф.М. Достоевский:

«От пьянства народ загноился… От него иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие».

«Употребление спиртных «напитков» скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное — неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность».

Л.Н. Толстой:

«Спиртные напитки — зло, дьявольское питьё, от них люди делаются сначала как лисицы, потом как волки и, наконец, как свиньи».

Великие учёные второй половины XIX — начала XX столетия сосредоточивают свою антиалкогольную пропаганду не только и столько на физических последствиях пьянства, сколько на духовных:

Проф. П.И. Ковалевский:

«В числе первых признаков алкогольного слабоумия является ослабление и падение нравственных начал… Пьяница всему предпочитает кабак и водку… Такой человек забывает требования общественных условий, нравственных приличий и общепринятых законов в деле поклонения своему идолу. Ложь, обман, воровство, мошенничество — всё это самые позволительные средства».

Проф. А. Форель:

«Медленно, исподволь пьяница делается нелюдимее, чувственнее, глупее, нравственное чувство притупляется, усыпляется совесть, он делается лживым, лукавым и тупым. Быстро умирает в человеке человек, пока наконец какая-нибудь обессиливающая болезнь (катар желудка, случайный перелом ноги или просто истощение) не вызовет появления белой горячки».

Проф. Чиж:

«Алкоголь, ослабляя умственные способности и волю пьяницы, разрушает тем самым высшие нравственные понятия, — одним словом, ведёт к безнравственности, преступности, потому что пьяница, лишённый руководства нравственных чувствований и понятий, поступает под влиянием эгоистических мотивов и даже чисто животных побуждений».

В.М. Бехтерев:

«Бедность и преступления, с одной стороны, и развитие нервных и душевных болезней, с другой, — вот доказанные современной наукой гибельные последствия алкоголизма».

«Нечего и говорить, что цифры погибающих от опоя ещё ничуть не выражают числа лиц, погибающих от алкоголя вообще… нельзя не принять во внимание лиц, погибающих духовно и нравственно от пьянства».