КТО АВТОР КОРАНА?

Д-р Маних X. аль-Джохани,
Генеральный секретарь Всемирной
Ассамблеи Исламской Молодежи


 
КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ КОРАНА?

     Исследователи ведут скандальные споры друг с другом. Эта работа является попыткой критического рассмотрения большинства этих теорий, взяв на вооружение логические аргументы, исторические сведения, текстовый анализ и научные данные. Возможно, единственным соглашением о Коране будет то, что впервые он был произнесен человеком, родившимся в Аравии, в городе Мекке в шестом веке, и имя его Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует. Мнения о происхождении Корана можно условно объединить в три основные группы: 1. Мухаммад, (мир ему), сам является автором. 2. Мухаммад, (мир ему), не является автором, но узнал Коран от других людей, сочинивших его. 3. Коран слово в слово передан Мухаммадом, (мир ему), от Господа.

МУХАММАД КАК АВТОР

     Мы начинаем с рассмотрения аргументов тех исследователей, которые считают Мухаммада, (мир ему), автором Корана. Оценивая эту позицию, важно держаться точки зрения, что Коран сам высказался о своем происхождении. Коран заявляет: «Это действительно Коран: наиболее честный, откровение от Господа миров». Сходные утверждения присутствуют и в некоторых других местах (26:192-193, 25:1, 3:3, 4:105, 16:44, 15:9). Более того, сам стиль обращения оставляет впечатление послания Творца творениям. За исключением главы 9, все главы начинаются со слов «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». Обращения идут от Первого лица, и во многих местах Бог повелевает Мухаммаду, (мир ему): «Куль», то есть «Скажи». Это повеление повторяется в Коране 332 раза. Также используются и другие повеления, подобно: «провозгласи», «декламируй», «восславь Господа» и многие другие (15:49, 76:24-26, 18:27-28). Хотя утверждение, что Коран есть Божественное откровение, подразумевает отрицание человеческого авторства, в Коране тем не менее существует значительное количество утверждений, смысл которых сводится к тому, что ни человек, ни джинн не мог его создать: «Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками» (17:88). Но утверждения в Коране о его божественном происхождении не есть лишь эмоциональное отрицание человеческого авторства, для подвергающих его сомнению приведены и различные доказательства: «А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Бога, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, — а вы никогда этого не сделаете! —, то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным». (2:23-24) Отвечая обвинению Мухаммада, (мир ему), в авторстве, в Коране содержится приказание вновь ответить: «А когда им читаются наши знамения ясно изложенными, те, которые не надеются Нас встретить, говорят: «Принеси нам Коран, иной, чем этот, или замени его!» Скажи: «Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только за тем, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего, наказания дня великого». Скажи: «Если бы Бог пожелал, я не читал бы его вам, и он бы не дал вам знание о нем. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Разве вы не уразумеете?». (10:15-16)
     Критикам Мухаммада, (мир ему), предлагается поразмышлять над фактом, что он жил среди них 40 лет не только без каких-либо признаков или знаков великого учения, но и даже без чутья к поэзии. Фактически он был неграмотен, и вот теперь он декламирует Коран, несравнимый в возвышенности. Как они объяснят этот факт? В подтверждение направленности Мухаммаду, (мир ему), сам Коран говорит: «Ты не читал до него никакого писания и не чертил его своей десницей, иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым». (29:48). Подтверждение его неграмотности см. 7:158. Независимо от аятов Корана сам Мухаммад, (мир ему), неоднократно высказывался в пользу того, что он не был автором Корана. Хотя и Коран, и сам Мухаммад, (мир ему), отрицают авторство Мухаммада, (мир ему), тем не менее определенное количество исследователей продолжает подвергать сомнению эти утверждения. Они подразумевают, что он обманывает, когда приписывает Коран Богу. Некоторые исследователи даже приписывают различные мотивы его явному обману: экономическая выгода, стремление к власти, реформы морали, политическое освобождение арабов. Все они несостоятельны. Позвольте начать их рассмотрение с мотива материальной выгоды.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ КАК МОТИВ

     Тем не менее, каждый может привести аргумент, что самый простой путь не всегда есть лучший. Быть может, Мухаммад, (мир ему), делал большую игру, приписывая Коран Богу с целью извлечения материальной выгоды? Но эта гипотеза не согласуется с историческими доказательствами. Финансовое положение Мухаммада, (мир ему), до начала его пророческой деятельности было намного лучше, чем стало потом. Когда ему было 25 (за 15 лет до пророчества), он женился и удобно жил с Хадиджей, которая была богатой женщиной, занимавшейся торговлей. В собрании хадисов Ан-Навави вторая жена Мухаммада, (мир ему), Аиша рассказывает, что они, бывало, жили по два месяца без огня для освещения и не было что кушать. Они жили на финиках и воде. Иногда эта диета дополнялась козьим молоком, даваемым людьми Медины. Мартин Линге пишет в своей книге «Мухаммад: его жизнь из первоисточников»: «Пророк, (мир ему), жил в предельной бережливости. Аиша говорила, что перед Хайбером она не знала, что значит поесть фиников досыта. Такая бедность была всегда». Это не была только временная жертва, но образ жизни. Это происходило в то время, когда Мухаммад, (мир ему), мог бы жить как король, лишь только он захотел бы этого. Фактически было даже выражение протеста по поводу их бедной жизни, в то время как могли бы купаться в роскоши. Пророк, (мир ему), был расстроен этим недовольством. Было несколько откровений, повелевавших предложить своим женам выбрать или Бога и Его посланника или скоропреходящий блеск этого мира. «О Пророк, скажи твоим женам: «Если вы желаете ближней жизни и ее прикрас, то приходите: я дам вам насладиться и отпущу вас прекрасным способом. А если вы хотите Бога и Его посланника и последнего жилища, то Бог уготовал добродеющим из вас великую награду». (33:28-29) Описывая комнату Пророка, (мир ему), Умар говорит: «Я заметил, что довольствие его комнаты включает только 3 куска выдубленной кожи и пригоршню ячменя в углу, но я не нашел еще чего-либо. Я начал плакать. Он сказал: «Почему ты плачешь?» Я ответил: «О посланник Бога! Почему мне не плакать? Я вижу все, что ты имеешь в комнате. О Пророк Бога! Молись, чтобы Всевышний предоставил достаточно провизии для нас. Персы и римляне, не имеющие истинной веры и поклоняющиеся не Богу, своих царей содержат в садах с управляемыми ручьями, а избранный пророк и преданный раб Бога живет в такой ужасающей бедности». Пророк, (мир ему), опирался на свою подушку, но когда он услышал, что я сказал, он сел и сказал: «О Умар! Неужели ты все еще сомневаешься. Ведь легкость и удобства последующей жизни намного лучше, чем легкость и удобства этого мира. Неверные наслаждаются их долей хороших вещей в этом мире, тогда как мы имеем все эти вещи в запасе для нас в будущем». Я умолял его: «О Пророк Бога! Проси прощения мне. Это действительно была моя ошибка». Однажды Айшу спросили о постельных принадлежностях Пророка, (мир ему). Ее ответ был таков: «Это включало кожу, наполненную корой от финиковой пальмы». Всякий раз, как Пророк, (мир ему), получал подарок (однажды он получил подарок из четырех нагруженных верблюдов от вождя племени Фидак), он распределял это бедным и отказывался от чего-либо для себя. Умирая, Мухаммад, (мир ему), был неимущим. Он имел в своей собственности 7 динаров, но раздал их нуждающимся за несколько дней до смерти. Также сообщается, что Мухаммад, (мир ему), к моменту смерти (вопреки всем победам и достижениям) был в долгу, и его защита была в руках граждан Медины. Было много других ситуаций, показывающих, что Мухаммад, (мир ему), жил очень бережливо, начиная с призвания и до смерти. Поэтому идея, что он следовал материальным предпосылкам, несостоятельна и противоречит историческим фактам. Как заметила «Новая католическая энциклопедия», «тот довод, что простые экономические предпосылки были поводом для религиозной революции Мухаммада, несостоятельны и не соответствуют фактам». (т.9, стр. 1001).

ЖЕЛАНИЕ ВЛАСТИ И СЛАВЫ

     Предположение, что Мухаммад, (мир ему), написал Коран, желая власти и славы, также не выдерживает никакой критики. Во-первых, Мухаммад, (мир ему), как всем известно, был одним из самых удачливых лидеров в истории человечества. Человек с его качествами мог претендовать на лидерство и власть даже без претензий на пророчество. Фактически это было бы даже легче. Во-вторых, Коран заявляет предельно ясно, что никто, включая Мухаммада, (мир ему), не может создать что-либо подобное Корану. Если бы он желал власти и славы, он претендовал бы и на авторство Корана, красота и величие которого превозносят его над всеми книгами. Кроме того, его характер предполагал, что он был не властолюбцем и не искателем славы. Желание славы, естественно, находит выражение в великолепных местах времяпровождения, модных одеждах, склонности к восхвалению, приятной лжи и т.п. А Мухаммад, (мир ему), был изумительным примером скромности. Несмотря на его высочайшее общественное положение и тяжелую ответственность государственного деятеля, Мухаммад, (мир ему), сам чинил свою одежду, сам ремонтировал обувь и доил козу. Он разговаривал с людьми и терпеливо выслушивал каждого, кто обращался к нему. В одном поселении мусульмане вставали, когда хотели приветствовать его в знак уважения, но он запретил им делать это. Есть множество примеров его скромности. Вот некоторые из них, записанные Гамалем Бадави: «Однажды он путешествовал вместе с несколькими своими спутниками. Когда те собрались приготовить немного еды, разделили работу между собой, Мухаммад, (мир ему), собрался принести дрова. Его спутники сказали, что они могут сделать это вместо него. Мухаммад, (мир ему), ответил: «Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но я терпеть не могу иметь над вами хоть какие-то привилегии». Однажды к нему пришел незнакомец, трепеща от уважения. Мухаммад, (мир ему), попросил его подойти ближе и, сострадательно похлопывая мужчину по плечу, сказал: «Расслабься, брат, я только сын женщины, которая ела засохший хлеб». Также сообщается, что однажды несколько человек пришли к Пророку, (мир ему), и обратились к нему со следующими словами: «О посланник Бога! Лучший из нас и сын лучшей из нас, наш предводитель и сын нашего предводителя». Его ответом было: «О люди! Скажите, что вы сказали или часть этого и не позволяйте сатане ввести нас в заблуждение. Я Мухаммад, раб Бога и Его Посланник. И мне не нравится повышение моего статуса выше, чем статус Бога, Могущественного и Славного». Смерть сына Мухаммада, (мир ему), самого возлюбленного из его сыновей, Ибрагима, совпало с затмением солнца и люди расценивали это как чудо, что небеса и земля оплакивают смерть Ибрагима. Мухаммад, (мир ему), сильно рассердился и сказал: «Солнце и Луна есть два знамения вашего Бога. Это затмение не из-за смерти, ведь и рождение и смерть есть обычные человеческие явления».
     Изумительным примером его скромности может быть характер его властвования. Его последователи были готовы повиноваться ему, но он продолжал утверждать, что повиновение может быть только Богу, а не ему лично. Он делал ясное различие между откровениями, получаемыми от Всевышнего, и другими областями знаний, открытыми для человеческого суждения. Вопросы, касающиеся второй категории, обсуждались, и Мухаммад, (мир ему), считался с мнением других. В бою при Бадре, к примеру, советы Набиба бин аль-Мундира были приняты Пророком, (мир ему. В сражении «при канаве» он принял предложение Салмана копать траншею в окрестностях Медины. Мухаммад, (мир ему), запретил делать свою могилу местом поклонения, сказав: «Не делайте мое надгробие местом празднеств», и он просил у Господа: «О Господи! Не позволяй, чтобы мое надгробие было сделано идолом для поклонения». Он категорически предостерегал мусульман от восхваления его: «Не славьте меня также, как христиане славят Иисуса, сына Марии, но говорите: он раб Бога и Его Посланник». Коран также предостерегает людей от восхваления друг друга. (53:32)
     Добавим несколько других доводов. Во-первых, Мухаммад, (мир ему), мог действительно пропустить из Корана те стихи, которые были бы неудобны для его честолюбия. Но он не делал этого. Если бы желание власти или славы управляло Мухаммадом, (мир ему), в его сознательном создании Корана, то мог ли он быть автором книги, приказывающей ему провозглашать людям, что он безвластен и не знает невидимого (7:188), что он пришел не с новым учением и даже не мог знать, что такая книга будет ниспослана ему, что он есть простой человек, похожий на других людей (46:9, 28:86, 18:110, 6:50). Во-вторых, реакция Мухаммада, (мир ему), после получения его первого откровения показывает, что он не имел тайных устремлений к власти. После его испытаний в пещере горы Хира он прибежал к своей жене, переполненный страхом и дрожал, как в лихорадке.

ОБЪЕДИНЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ АРАБОВ

     Теория, что Мухаммад, (мир ему), написал Коран с целью объединения и освобождения арабов, очень трудна для защиты по следующим причинам: Во-первых, если бы это было так, то в Коране был бы сделан сильный акцент на предмет объединения и свободы арабов. Но во всем Коране нет и одного аята, призывающего к объединению или освобождению арабской нации. Во-вторых, кораническая концепция умм идеологическая и выступает против любого проявления националистических наклонностей. Каждый, кто принимает эту идеологию — ее член, независимо от национальности, расы, цвета кожи и даже кровных уз. Иногда это даже означает разделение отца с сыном. (9:23, 11:45-46, 2:124, 66:10-11). Объединение, которое преобладало в Аравии после триумфа Ислама, было идеологическим, поощряемое Кораном. (61:4, 3:103). В-третьих, если бы объединение арабов было целью Мухаммада, (мир ему), он мог бы принять предложение стать королем арабов и использовать власть и влияние для построения единой Аравии. В-четвертых, есть несколько аятов, которые опровергают идею, что целью Мухаммада, (мир ему), был арабский национализм. Один их этих аятов таков: «И вот сказали ангелы: «О Марийам! Поистине, Бог избрал тебя и очистил, и избрал тебя пред женщинами миров». (3:42). Приведенный аят обращен к Марии, матери Иисуса (мир ему): «Избрал тебя пред женщинами миров». Мухаммад, (мир ему), был араб и первоначально он был послан к арабам. Нравилось им это или нет, он сказал им возвышенным языком Корана, что Мария - мать Иисуса -была выбрана над женщинами - всех наций. Ни его мать и ни другая арабская женщина. Почему Мухаммад, (мир ему), который хотел благоприятствовать арабскому национализму — против проповеди превосходства арабской нации, чествуя такими благородными словами женщину из - евреев, которые презирали арабов как низшую расу? Эта теория вряд ли будет способна объяснить аят 47 суры 2: «О сыны Исраила! Вспомните милость мою, которую Я оказал Вам, и что Я превознес вас над мирами».

РЕФОРМА МОРАЛИ

     Рассматривая предыдущие трудности, некоторые исследователи выдвигают моральные переустройства как возможную причину, подтолкнувшую Мухаммада, (мир ему), к составлению Корана. Теория о реформаторстве имеет несколько слабых моментов. Моральные реформы есть благородная цель, которая могла быть достигнута без использования таких безнравственных приемов, как ложь и обман. Причины для построения нравственного общества выбором безнравственных средств не ясны и не устанавливаются сторонниками этой теории.
     Вторая проблема состоит в том, что Коран определяет ложь о Господе как один из наиболее отвратительных грехов: «Кто же несправедливее того, кто измыслил на Бога ложь или говорил: «Ниспослано мне», но не было ему ниспослано ничего». (6:93). «А если бы он изрек на Нас какие-нибудь речения. Мы взяли бы его за правую руку, а потом рассекли бы у него сердечную артерию». (69:44-46). Смотри также 42:24, 16:105. Приведенные аяты предупреждают о наиболее унижающих наказаниях для лжецов подобного рода. Будучи автором Корана и выдумав то, что он принадлежит Богу, очень неестественно, что Мухаммад, (мир ему), мог описать себя как безнравственнейшего человека. Опасаясь возможности, что его подлог будет однажды открыт, мог бы побудить Мухаммада, (мир ему), изменить предыдущие аяты на что-нибудь подобное. «Нет вины на том, кто был вынужден наврать ради Бога». К примеру, святой Павел говорит в «Послании к римлянам»: «Снова, если правда Бога принесет ему больше чести из-за моей лжи, то почему я должен быть осужден как грешник?» (3:7). Другим противоречием, которое не соответствует этой теории, является тот факт, что Мухаммад, (мир ему), был несколько раз исправлен Кораном. К примеру, Хамза, дядя Пророка, был убит в битве при Ухуде. Его тело было изрезано и сильно изуродовано. Когда Пророк, (мир ему), увидел это, он сказал: «Никогда еще не чувствовал я большего гнева, чем чувствую сейчас, и когда Господь даст мне победу над курайшитами, я изуродую тридцать их убитых». Но вскоре после этого пришло откровение: «И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А если терпите, то это - лучше для терпеливых» (16:126). И он не только не исполнил угрозу, но и строго запретил издевательства после битвы. Моральные предписания есть только часть ниспосланий. Есть многочисленные аяты, предлагающие людям изучать и исследовать Вселенную: «Скажи: «Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение». (29:20). Также смотрите 12:105, 2:29, 38:27, 7:158. Значение, уделяемое Кораном изучению Вселенной, может быть оценено фактом, что есть 150 аятов о вере и 756 о природных явлениях.
     Предположение, что Мухаммад, (мир ему), сознательно подделал Коран, не соответствует описанию его характера. Даже до его пророческой миссии он был известен как Мухаммад, (мир ему), Правдивый, Проверенный. Нет ни одного случая лжи, замеченного за ним. И этот факт известен даже его врагам. Еще до своей миссии, например, он позвал всех курайшитов на гору Сафа. Собравшиеся люди спросили: «Что это значит?» Он ответил: «Только лишь представьте, если я скажу вам, что за этим холмом есть армия, ждущая удобный момент для захвата вас, поверите ли вы мне?» Они сказали: «Да — ты тот, на ком нет и пятна, и мы никогда не знали, чтобы ты соврал». Примером его правдивости также может служить тот факт, что в ночь переселения в Медину, перед тем, как покинуть дом, он дал Али приказание возвратить всем немусульманам то, что они доверили ему для сохранения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕЛКА

     Эта теория, возможно, основана на следующих двух хадисах Сахиха Аль-Бухари, который описал состояние Мухаммада во время откровений. Оба хадиса рассказаны его женой Айшей. Рассказывает его жена Аиша: Аль-Хариз бин-Хишам спросил Посланника Бога: (мир ему), «О Посланник Бога, как Божественное вдохновение открывается тебе?» Посланник, (мир ему), ответил: «Иногда это похоже на звук звонка, эта форма вдохновения самая тяжелая из всех, и затем это состояние проходит после того, как я уловлю, что мне внушается. Иногда приходит Ангел в человеческом обличье, говорит, и я понимаю, что он мне говорит». Аиша добавила: «Во время божественного вдохновения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу». Другой хадис говорит: рассказывает Аиша, мать правоверных: «Божественное откровение начиналось с хороших слов, потом у него появлялась тяга к уединению. Он обычно ходил для уединения в пещеру горы Хира для поклонения единому Богу в течение нескольких дней, перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды, затем возвращался к Хадидже взять еды и снова уходил, пока вдруг Истина не снизошла на него, когда он был в пещере Хира. К нему пришел Ангел и велел ему читать. Мухаммад, (мир ему), ответил: «Я не знаю, как читать». Филип Хитти в своей книге «Ислам и Запад: историческое обозрение» говорит: «Пророк испытывал состояние экстаза, когда получал откровение, этим усиливая обвинение в том, что он был эпилептиком».
     В книге «Ислам и Запад: действительность и выдумки» Норман Даниель цитирует несколько взглядов: «По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своем «скрытом превосходстве в искусстве магии», в других он выдвинул идею откровения после его первого эпилептического удара; описывая позицию Марка, Норман Даниель пишет: «Кроме эпилептической теории существует то, что мы можем назвать теорией религиозной иллюзии. В соответствии с этой теорией, человек глубоко религиозный может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так». Д.М. Родвелл ссылается на высказывание: «Он, Мухаммад в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтому он мог быть подвержен болезненным и фантастическим галлюцинациям, чередование возбуждения и депрессий в глазах невежественных людей подтверждало его утверждения». Как пишет Врайан С. Тарнер: «Традиционные описания жизни Мухаммада или утверждают, что он был психически здоров, но выдумывал, что является Посланником Бога или что Мухаммад был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка». Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад, (мир ему), и не лицемер, и здоровый человек. Он полагает, что Коран является продуктом подсознания Мухаммада, (мир ему). Коран не является божественным откровением, а лишь бессознательным воспроизведением знаний и опыта Мухаммада, (мир ему), ошибочно присваиваемое Богу. Описывая в общем теорию бессознательного создания Корана, можно выделить 3 главных пути ее развития: эпилептическая, религиозных иллюзий и подсознательная. Их роднит то, что в них есть предположение, что Мухаммад, (мир ему), создал Коран сам и создал его вопреки себе самому.

ТЕОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

     И теория религиозных иллюзий, и теория бессознательного создания предполагают, что Коран действительно происходит от Мухаммада, (мир ему), и его знаний, воображения, опыта и окружающей обстановки, хотя он сам и не знал этого. Но в Коране есть многочисленные утверждения, которые не могли происходить от сознания Мухаммада, (мир ему), или его подсознания. Мы приведем примеры, связанные с историческими событиями, событиями будущего и некоторые психологические ситуации. Один из примеров в главе 18 Корана, которая была ниспослана в ответ на три вопроса мушриков (многобожников), которые, посоветовавшись с «людьми книги» (христианами и иудеями), задали Святому Пророку, (мир ему), вопросы, чтобы протестировать его. Их вопросами были:

1) Кто были «спящие в пещере»? 2) Какова реальная история Хидр? 3) Что ты знаешь о Зулькарнайне? Эти три вопроса, связанные с историей христианства и евреев, неизвестные в Хиджазе. Их выбор был продиктован желанием узнать, обладал ли Святой Пророк, (мир ему), каким-либо источником знаний о невидимых и неизвестных вещах. Когда три вопроса были заданы, Мухаммад, (мир ему), сказал: «Завтра я расскажу вам», но не сказал: «Если Господу будет угодно». И когда они пришли к нему за ответом, он отложил встречу, и так продолжалось день за днем, пока на 15-ю ночь откровение не пришло. Люди Мекки насмехались над ним, он терзался и печалился из-за того, что он не получил помощь, на которую так надеялся. Но Джибрил принес ему откровение, упрекающее его за его терзания и дающее ответы на вопросы. Долгое его ожидание объясняется в суре 18, аятах 23 и 24: «Не говори ни о чем: «Я это сделаю завтра» без того, что пожелает Бог, и вспомни твоего Господа, когда ты забудешь, и скажи: «Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте». Обсуждая значение этой достаточно долгой задержки, Мартин Линде пишет: «Хотя промедление с откровением и было мучительно для Пророка и его последователей, но в действительности оно лишь добавило им силы. Его худшие враги отказались от каких-либо заключений, но для курайшитов, у которых было два вида мнений, это было мощным подтверждением его претензий и доказательством того, что откровения приходят к нему с небес и отрицанием его участия или какого-либо контроля за откровениями. Можно ли понять его, ведь если Мухаммад, (мир ему), выдумал ранние откровения, он не мог иметь задержку и в этот раз, особенно, когда риск был столь велик. Также заслуживает рассмотрения то, что Мухаммада, (мир ему), спрашивали и о необычных событиях. Трудно объяснить, как религиозные иллюзии могли бы помочь ему правильно ответить на вопросы, заставляющие молчать его критиков. Когда Коран говорит о продолжительности спящих в пещере: «И оставались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (18:25), у слов есть ясное значение. Аят не говорит: «300 и 9 лет», а использует явно более громоздкую форму «300 лет и плюс 9 лет». Почему прибавить 9 лет? Из-за того, что для использующих солнечный календарь этот промежуток — 300 лет, а лунный — 309 лет, т.к. лунный год на 11 дней короче. За 300 лет добавка составила 9 лет. Доводы, что эта изумительная точность вычислений имеет своим источником подсознание Мухаммада, да благословит его Бог и приветствует, или, более того, галлюцинации, не кажутся удовлетворительными.
     Другой пример может быть взят в главе 89, которая имеет аяты 6 - 8, в которых упоминается древний город Ирам: «Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом, Ирамом, обладателем колонн, подобного которому не было создано в странах». Если не использовать Коран, то других сведений об этом городе не было со времен Пророка, (мир ему). Это породило множество спекуляций о возможности его географического местонахождения. Поиски исследователей, опубликованные в официальных журналах национального географического общества Америки в декабре 1978 г., показали, что город Ирам был. В 1975 г. доктор Римского университета Паоло Мтиал, директор итальянской археологической миссии в Сирии, на руинах дворца, разрушенного примерно в 23 веке до нашей эры, нашел величайший когда-либо найденный архив. Было обнаружено более 15000 дощечек с надписями, из которых и стало известно об обширных связях этого города Элба с городом Ирам. Трудно вообразить, что подсознание или религиозные иллюзии могли помочь Мухаммаду, (мир ему), описать в Коране физические черты, архитектуру города, разрушенного за 3 тыс. лет до его рождения! Более того. Коран в нескольких местах утверждает, что ни Мухаммад, (мир ему), ни другие люди не знали этих историй до ниспослания: «Это — из рассказов про сокровенное. Мы открываем их тебе, не знал их ты и твой народ до этого.» (11:49). Необходимо напомнить, что ни один из современников Мухаммада, (мир ему), не встал на его пути, сказав: «Ты грубо ошибаешься, Мухаммад, (мир ему). Я такой же араб, как и ты, и знал об этом повествовании до тебя». Зачем Мухаммад, (мир ему), брал на себя такой губительный риск. Даже если мы предположим, что он знал эти истории и ранее, но просто притворялся невежественным (в этом случае он мог быть не единственным из знающих эту историю), как он мог быть столь уверен в незнании других. Даже если бы он говорил правду, его враги могли бы использовать удобную ситуацию, т. к. утверждение пришло после ниспослания истории. Ни один из них не использовал эту возможность. По словарю современного английского языка подсознание определяется как «скрытый уровень разума и мыслей за пределами сознательных знаний». Тот факт, что в Коране содержатся определенные утверждения о будущих событиях, говорит такой пример: аяты 30:1- 7 были ниспослан в 615 г. нашей эры. Здесь открыто утверждается, что хотя Римская империя разгромлена персами, но в ближайшее время она будет победителем. Здесь используется арабское слово «бидh'и», обозначающее период от 3 до 9 лет. И через 7 лет после пророчества римляне победили персов. И что может быть изумительнее того, что пророчество говорит: «И в этот день верующие победят». Как пишет Хингора в книге «Снизведение священного Корана»: «Пророчество исполнилось точно, и когда Гераклеус победил персов в решающей битве в 624 году, в этот же год мусульмане достигли победы над язычниками Мекки при Бадре и уверовавшие «веселились в этот день», как и предсказано в Коране. Другой пример можно найти в аятах 111:1- 4, где утверждается, что Абу Лахаб, дядя Пророка, (мир ему), умрет неверным. Описывая Абу Лахаба, Томас Патрик Хадес пишет: «Он был наиболее озлобленным врагом Пророка и становления Ислама, всей своей властью. Когда Мухаммад получил приказ предостерегать окружающих, он призывал их всех вместе и говорил им, что он получил предостерегающее послание к ним перед мучительным Адом. Абу Лахаб отверг его миссию и закричал: «Ты сам умираешь! Неужели ты позвал нас сюда лишь ради этого?» и взял камень, чтобы бросить в Мухаммада. Абу Лахаб умер 11 лет спустя начала проповеди Мухаммада, (мир ему). Зная, что он был худшим врагом Мухаммада, (мир ему), было бы неблагоразумно делать такие заявления, ведь Абу Лахабу могло быть очень легко попытаться унизить Коран, уверовав. Почему Абу Лахаб отверг этот золотой шанс? Что дало Мухаммаду, (мир ему), такую определенность, что даже за 10 лет Абу Лахаб не использовал эту соблазнительную возможность? В любом случае, опыт человека не может включать знания о будущем.


     Также существуют некоторые психологические моменты, ослабляющие теорию о подсознательном создании Корана: в Коране нет таких вещей, как обвинение, подавление других, непотребные чувства, но есть назидания самому Пророку, (мир ему). К примеру, первые десять аятов 80 суры упрекают Пророка, (мир ему), за обхождение с Умм Мактум. Описывая этот случай, Сайед Кутб говорит: Пророк, (мир ему), был занят с несколькими благородными людьми из рода Курайш, объясняя им Ислам, когда Умм Мактум, бедный слепой человек, остановил его. Не зная, что Пророк, (мир ему), занят с другими людьми, слепой мужчина попросил научить его нескольким аятам из Корана. Пророк, (мир ему), не был рад этой заминке. Он нахмурился и отвернулся от Мактума. Критикой по этому поводу начинается сура 80. Коран также осуждает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за решение о 70 пленниках, взятых в бою при Бадре. И этим примеры не кончаются. Невероятно, чтобы порицания были продуктом подсознания Мухаммада, (мир ему). Есть много других примеров. Вот один из них. Лицемеры распространяли злобные слухи, подвергающие сомнению целомудренность и честность жены Пророка, (мир ему), Аиши. Пророк, (мир ему), был очень огорчен этими слухами. Но терпел месяц, ни разу не высказавшись. Потом пришло откровение и разоблачило мерзкие цели лицемеров и оправдало Аишу. (48:1-6). Кораническое откровение не могло бы уменьшить горе Пророка, (мир ему), если бы он сам был его автором. К тому же, если бы Коран был продуктом его подсознания, его творение не заняло бы так много времени. Другой трудностью, которая не может быть решена в рамках теории о подсознании, является тот факт, что Мухаммад, (мир ему), создал большое количество личных утверждений (хадисы), не являющихся частью Корана. И очень важно, что сам он делал большое различие между ними. Тогда как Коран содержит вызов человечеству создать что-либо похожее, хадисы этого не делают. Хотя хадисы очень красноречивы. Мы попытались показать, что первое логическое предположение, рассматривающее Мухаммада, (мир ему), как создателя Корана - вольно или вопреки своим желаниям несостоятельно. Теперь перейдем ко второму логическому предположению, что Мухаммад, (мир ему), не автор Корана, а просто копировщик других книг и других авторов.


ИЗ ИУДЕЙСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ


     В своей книге «Ислам и Запад» (историческое обозрение) Филип Хитти пишет: «Источники Корана несомненны: христианство, иудаизм и арабское язычество». Он опирается в своем утверждении на факт, что во времена Пророка, (мир ему), изображение Иисуса и Марии,
(мир им) были на внутренней стене Каабы. То, что материал Корана записан со слухов, он демонстрирует Кораническими утверждениями, что Иисус, (мир ему) говорил людям из колыбели и из плоти вышла живая птица. Это утверждение соответствует апокрифическому евангелию Инфанса (младенчества). Мария - мать Иисуса (мир им) перепутана с Марией - сестрой Аарона (Ест. 3:2). Кораническая история о двурогом «Великом Александре» происходит, должно быть, от римлян Александра, затем распространенная среди сирийских христиан. Тем не менее, следуя за Ричардом Беллом: «вопреки традиции то, что изображение Иисуса (мир ему) было найдено на одной из колонн Каабы не является хорошим доказательством нахождения христиан в Хиджазе или рядом с Меккой или даже Мединой. Аргументы Хитти таковы, что «хотя определенные коранические утверждения и имеют сходство с библейскими, но это вовсе не гарантирует нам то, что Коран цитирует или прямо заимствует из Библии.
     Сходные утверждения содержатся: в 53:39-42 Корана и Езееккиль 18:20, 53:45 Корана и Самуил 2:6, 1:5 Корана и Псалм 27:1: «Веди нас по дороге прямой» и «Веди нас по ровному пути» соответственно, это может быть объяснено на основании, отличном от прямой зависимости. Объяснение этому в том, что «далекий от рабской, подделки, Мухаммад, (мир ему), исламизировал, арабизировал и национализировал материал». Об источниках Корана Кристи Уилсон пишет в книге «Знакомство с Исламом»: «Исследователи придерживаются мнения, что чисто коранические истории могут быть описаны еврейским Талмудом и евангельскими апокрифами лучше, чем Ветхим и Новым Заветами. Уилсон также упоминает кажущийся беспорядок с Хаманом и Марией.
     В своей книге «Источники Ислама» Ричард Белл пытается доказать, что «Источники Ислама в его христианском окружении», «ключ ко многому в Коране и жизненном пути Мухаммада лежит в его постепенном постижении знаний о содержании Библии. Мы можем увидеть сознательные заимствования - он вполне искренен в этом». Коранические ссылки на людей «пещеры», Александра Великого, которые никогда не ассоциировались с Библией, цитируются Беллом как доказательство того, что Мухаммад, (мир ему), непосредственно не работал с Библией, а лишь косвенно получал информацию о ней. Белл также упоминает кажущийся беспорядок с Марией - матерью Иисуса и Марьям - сестрой Моисея. Кенез Крагг пишет в книге «Призыв минарета»: «Библейские рассказы значительно отличаются от своих аналогов в Коране и предполагают устное, а не прямое знакомство Мухаммада с Библией. Почти отсутствует в Коране то, что можно было бы рассматривать как цитирование». Крагг твердо убежден, что такие очевидные несоответствия, как с матерью Иисуса, показывают, что уровень устных контактов Мухаммада был неудовлетворительным, чтобы твердо овладеть христианством.
     X.А. Гибб в своей книге «Мухаммаданизм: историческое обозрение» вводит другой возможный источник Корана: «С точки зрения коммерческих связей между Меккой и Йеменом было бы естественно предположить, что некоторые религиозные идеи были принесены в Мекку с караванами пряностей и тканей. И в Коране есть детали языка, придающие правдоподобность этому предположению. Линрон П. Харриес пишет в своей книге «Ислам в восточной Африке»: «Мухаммад сам заимствовал из Библии, также сегодня мусульмане, сознательно или нет, заимствуют христианскую идеологию даже в вопросах, которые Коран не поддерживает». В соответствии с Р. А. Николсоном Коран может быть отнесен к Ханифам и иудейско-христианским источникам. «Мы много слышали о христианах-отшельниках и ханифах, которые отвергали бы идолопоклонничество. Перед призывом Мухаммад был в соприкосновении с некоторыми из них, т.к. путешествовал с торговыми караванами Мекки... Мухаммад собирал знания со слухов и сделал превосходный их внешний вид». Рассматривая влияние иудеев и христиан на Коран, «Новая католическая энциклопедия» пишет: «Принципиальное, но не исключительное влияние на Мухаммада должны были иметь иудаизм и христианство... очень возможно, что Мухаммад слышал импровизированные переводы иудейских и христианских священных писаний».
     Другой трудностью в представлении жизни Мухаммада, (мир ему), является его неграмотность. Как говорит Коран, если бы Мухаммад, (мир ему), был грамотным, многие критики могли бы сомневаться в правдивости утверждений (29:48), но т. к. он был не грамотен, невероятно, что он мог собирать материалы ханифов, христиан, иудеев, языческие, а затем создавать новый материал и декламировать его в течение 23 лет на бесподобном по величественности языке. Также не стоит забывать, что Мухаммад, (мир ему), вырос в окружении идолопоклонников, а Коран, безусловно, монотеистичен. В самом деле, в Мекке было очень мало или вообще не было ханифов, не разделявших поклонение идолам. Но они не имели ни церкви, ни священных писаний. Нет даже документов об их вере. Возможно, это было несколько мекканских христиан, но их количество было крайне мало. Фактически, критики Мухаммада, (мир ему), никогда не обвиняли его в получении Корана от ханифов или христиан, но обвиняют его в получении Корана от кузнецов с окраин Мекки. Он, бывало, ходил и смотрел на их работу. Но Коран отрицает это обвинение, указывая, что эти люди разговаривали на другом языке, в то время как Коран написан на чисто арабском: «Мы знаем, что они говорят: «Ведь его учит только человек». Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это - язык арабский, ясный». (16:103). Контакты Мухаммада, (мир ему), с образованными иудеями и христианами были очень ограничены. Он всего два раза встречался с Варакой ибн Науфалом — родственником Хадиджи, жены Пророка, (мир ему), который ослеп в последние годы своей жизни. Варака был христианином, их первая встреча произошла в момент обхождения Варакой Каабы. Увидев Мухаммада, (мир ему), он подошел и нежно поцеловал его в голову.
     Вторая встреча произошла уже после получения Мухаммадом, (мир ему), первого откровения. Три года спустя Варака умер, а ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет. Также были христиане в Найране, Йемене и несколько иудеев в Ясрибе, позже известном как Медина. Не зарегистрировано поездок Мухаммада, (мир ему), в Найран до или после начала прихода откровений. Перед началом прихода откровений Мухаммад, (мир ему), был в Медине всего один раз. Когда ему было 6 лет, он вместе со своей матерью посетил родственника Бан Наййара и могилу отца, который умер, когда Мухаммад, (мир ему), был еще в утробе матери. Это столь фантастично, что Мухаммад, (мир ему), за день или два мог выучить все 66 или 73 книги Библии. В любом случае, расстояние между Меккой и Мединой - сотни километров. В те времена не было ни самолетов, ни машин, были только верблюды. Переход на верблюдах занимал недели. И Мухаммад, (мир ему), не мог передвигаться между двумя городами не замеченным. Поэтому понятно, что такой путь возникновения Корана - невозможен.
     Некоторые исследователи упоминают факт, что, бывало, Мухаммад, (мир ему), дискутировал с иудеями и христианами, но они не упоминают даты этих дискуссий. В то время, как такие дискуссии действительно были, но только после переезда Пророка, (мир ему), в Медину, тогда как за 13 лет, прожитых Пророком в Мекке после начала ниспосланий, было ниспослано 2/3 объема Корана. И в Коране упоминаются эти дискуссии. К примеру, аяты 3:33-63 Корана были ниспосланы на 9-ый год после переезда в Медину, по поводу прихода группы христиан из Найрана. И, как известно, Мухаммад, (мир ему), встречал их не как ученик, а как учитель и наставник и, бывало, исправлял их догмы.
     Все имеющиеся документы показывают, что Мухаммад, (мир ему), перед тем, как началось ниспослание Корана, имел три поездки из Мекки: в 6 лет вместе со своей матерью он ездил в Медину, между 9 и 12 годами в сопровождении дяди Абу Талиба он совершил деловую поездку в Сирию и в 25 лет он водил караван Хадиджи в Сирию. Вот мнение Гамаля Бадави: «Надо иметь сильное воображение, чтобы сказать, что будучи в деловой поездке, случайно встречаясь с иудеями и христианами, Мухаммад, (мир ему), мог достаточно изучить обе религии и создать на их основе новую могущественную религию». Более того, приведенные утверждения поднимают много вопросов. Гамаль Бадави сформулировал 6 вопросов:

1. Почему, вопреки изобилию исторических материалов о жизни Мухаммада, (мир ему), и расширенным исследованиям его жизни в течение многих веков его критикам было невозможно найти тех таинственных учителей, у которых Мухаммад, (мир ему), мог познать Ислам?


2. Известно, что Мухаммад, (мир ему), в течение 13 лет осмеивался, подвергался преследованиям. Было ли трудно такому количеству врагов доказать людям, что утверждения Мухаммада, (мир ему), об откровениях были явной ложью? Было ли невозможно для них обнаружить и назвать людей, обучавших Мухаммада, (мир ему), Корану?


3. Мухаммад, (мир ему), вырос среди людей и все подробности его жизни были им известны. Ведь племенная жизнь в пустыне характеризуется особой открытостью. Как могло множество его современников, включая его близких родственников, знавших его очень хорошо, поверить в его правдивость, имей они хоть какие-нибудь сомнения в искренности его призыва?


4. Какие учителя могли обучить Мухаммада, (мир ему), последовательной и законченной религии, буквально перевернувшей мир? Почему они никак не реагировали на ученика, продолжавшего учиться у них и утверждающего божественность этого учения?


5. Как могло большое количество иудеев и христиан, бывших современников Мухаммада, (мир ему), стать мусульманами и поверить в его правдивость в то время, как они знали, что он списал всё с их божественных откровений или учился у их духовенства или раввинов? 6. Известно, что некоторые коранические откровения ниспосылались Мухаммаду, (мир ему), в присутствии людей. Коран был ниспослан за 23 года. Где потом были те таинственные учителя Мухаммада? Как могли они так долго скрываться? И как мог Мухаммад, (мир ему), постоянно находившийся в окружении своих последователей, многократно совершать к учителям визиты и скрывать их так искусно, что за 23 года ничего не было обнаружено?


 
ПРОБЛЕМА ПАРАЛЛЕЛЕЙ

     Вместе со взглядом, показывающим воздействие иудейско-христианских воздействий на Коран, некоторые исследователи пытаются установить параллели между Библией и Кораном. Теория, что Мухаммад, (мир ему), усердно изучал предыдущие священные писания и выбирал или «заимствовал» те части, которые казались ему последовательными, сильно ослабляется следующими пунктами:

1) Мухаммад, (мир ему), говорил, что Коран принял от Бога и мы уже попробовали показать, что по историческим, психологическим, логическим причинам Мухаммад, (мир ему), не мог подделать Коран.


2) Мухаммад, (мир ему), был неграмотен. Он не смог бы изучить и выбрать откровения из первых священных книг без способности читать и писать.


3) Первая арабская версия Ветхого Завета появилась 2 века спустя после смерти Мухаммада, (мир ему), а самая древняя арабская версия Нового Завета появилась тысячу лет спустя после смерти Мухаммада, (мир ему).
4) Сходство между несколькими или двумя произведениями или книгами само по себе не есть достаточное доказательство, что одно скопировано с другого, или позднейшее с более раннего - они оба могут быть основаны на простом третьем источнике. Это аргумент Корана. Есть определенная часть Библии, которая могла остаться неповрежденной, и оба откровения происходят от Бога. Этим и объясняется существование соответствий.


5) Пристальное исследование обоих текстов может показать, что идея заимствования наиболее безосновательна. Позвольте начать с основных различий между этими двумя книгами.
Библия не является единой книгой, а есть собрание 66 книг в соответствии с точкой зрения протестантов и 75 книг в соответствии с точкой зрения католиков, записанных примерно 40 авторами.
     Во-вторых, Библия - это смесь божественных утверждений и человеческих комментариев последователей. Для примера: Иеремия 8:8, Лука 1:1-4, Первое послание коринфянам 7:25. Коран не имеет подобных комментариев, даже личные слова Пророка, (мир ему), не являются частью Корана.
     В-третьих, в Новом Завете 4 Евангелия описывают Иисуса (мир ему), его жизнь и миссию. Коран не является биографией Мухаммада, (мир ему), написанной его последователями.
     В-четвертых, Библия имеет несколько книг, написанных много лет спустя после смерти Иисуса (мир ему), иногда не на языке Иисуса (мир ему); таким образом, количество трудностей при анализе увеличено. Коран был записан в течение жизни Пророка, (мир ему), и был запомнен сотнями людей в первоначальном виде.
     В-пятых, четыре канонических Евангелия были не единственными, и решение, что должно присутствовать в Евангелии, а что нет, было предоставлено суду человека. В Исламе не обсуждается, какая сура может быть в Коране, а какая не может. Утверждение, что Коран заимствован из Библии, опровергается существованием различий в основах вероучений. При поверхностном сходстве есть множество различий.
     Вот некоторые из них: библейская и кораническая концепция Бога различны. Бог в Библии описан как человек. (Бытие 1:26, 9:6). Он описан как тот, кто устает и нуждается в отдыхе (Бытие 2:2,2:3, Ексодус 20:11, Его забывчивость Генезис 8:1, Ексодус 2:24, в противоположность в Коране 2:255). Бог гуляет по саду и люди могут скрыться от него; разыскивая. Бог может найти человека (Генезис 3:8—II). Подобно человеку Бог в Библии описывается извиняющимся за некоторые свои решения, подразумевается, что он или несведущ в последствиях, или он подчинен причудливым настроениям (Генезис 6:6, Суд 2:18, Ексодус 32:14). Он подозрительный и часто описывается как Бог Израиля. (Ексодус 34:14, 20:5). Нигде в Коране Бог не рассматривается как Бог курайшитов, Господь арабов или Бог мусульман (Коран 1:1, 4:79). По Библии, как и человек. Бог имеет ноздри, рот и пребывает в густой темноте (2 Самуил 22:9—15, 1 царей 8:12, Числа 11:25, Коран 42:11). Иногда он даже нуждается в человеческом руководстве (Исход 12:13). Он боится человеческой власти и объединения (Бытие 11:5—9, 3:22—24). Такое описание не только отсутствует в Коране, но рассматривается как святотатство по отношению к Величию Бога.
     Библейская концепция пророчества радикально отличается от концепции представлений в Коране. В то время, как Коран описывает пророков как лучшие образцы благочестия и честности (21:27, 22:52), в библейской версии почти все пророки совершают, по-видимому, большие грехи. Пророкам приписываются некоторые из постыдных действий, такие, как поклонение Аарона идолу (Исход 32:1—20), подлую хитрость Якова против отца Исаака (Бытие 27:16), склонность Соломона к идолопоклонничеству /1 царей 11:4/. Авраам или заключил кровосмесительную женитьбу с Сарой, или был просто подлым лгуном. (Бытие 12:10—12, 20:2—18). Пьяный пророк Лот совершил кровосмешение со своей дочерью. О нем также сообщается, что он отдал своих дочерей похотливым людям из Гоморры и предложил им сделать с дочерьми все, что им будет приятно (Бытие 19:30—38, 19:18). Пророк Давид не только украдкой заглядывался на Том, но и совершил супружескую измену с женой Урии, предварительно убив мужа (2 Самуил 11:2—5, 11:15—18). Иуда совершил кровосмешение со своей законной невесткой. Сообщается даже об Иисусе(мир ему), что он дал отпор своей собственной матери, сказав: «Женщина, что я должен делать с тобой?» (Иоанн, 2:4). Коран не обвиняет пророков ни в одном из перечисленных преступлений.
     Также существуют различия мировоззренческого характера о будущем мира и о направленности жизни. Кроме основных различий существует также большая разница в рассказах, общих для Библии и Корана. В качестве примера можно привести историю Адама (мир ему) и Евы. Сходство между обеими версиями в том, что обе книги говорят об Адаме и Еве как о первых людях. Они жили в саду и им было разрешено есть с деревьев, кроме одного. Но они уступили искушению Сатаны и съели с запретного дерева и были посланы жить на Землю. Наибольшие различия между двумя описаниями:


1) Библия говорит, что это было дерево знаний. Коран не придерживается этой точки зрения. В соответствии с Кораном, человеку было внушено знание хорошего и плохого, и Адам был научен природе всех вещей, несмотря на будущее его непослушание (Бытие 2:16-17,  Коран 91:7-8, 2:31-33).
2) В Библии женщина несет бремя этой ошибки, и в наказание Бог умножил ее страдания деторождением, в том смысле, что деторождение есть лишь расплата за ее ошибку. А в Коране беременность описана как благородное и похвальное состояние. (Бытие 3:12-17, Коран 29:8, 46:15).


3) В Библии Сатана соблазнил Еву. В то время, как Коран говорит, что Сатана соблазнил их обоих, причем не упоминается ни змея, ни гадина или что-либо в этом роде. (Бытие 3:1-7, Коран 2:36, 7:20).


4) Библия не упоминает о каком-либо раскаянии Адама и Евы после этого проступка, а в соответствии с Кораном они раскаялись и Всевышний простил их (Коран 2:37, 7:23/. 5) В Библии подразумевается, что их жизненный путь на Земле был лишь наказанием, тогда как Коран утверждает, что это был план Бога еще до их создания. (Бытие 3:17-19, Коран 2:3). Приведенные различия имеют очень серьезное значение. Библейское дерево знаний подразумевает, что человек был совершенным до съедения плода, но после кушания с дерева его натура изменилась. Согласно Корану, человек был смесью глины, которая есть источник слабости, и душа всегда была несовершенной. В то время как для христиан проблемой является, как снова приобрести это первоначальное совершенство для спасения и возвращения в Рай. Коран предполагает у человека некоторые ошибки, а выход кроется в неподдельном желании исполнения предписаний Бога.
     В противовес христианству, говорящему о первородном грехе, Коран говорит, что каждый ребенок рождается чистым и каждый ответственен только лишь за свои собственные действия. Как результат первородного греха, необходимо кровопролитие для примирения с Богом. Коран говорит, что Всевышний не требует кровопролития для прощения. Есть большие различия в повествованиях об Аврааме, Исмаиле, Исааке, Лоте, Мусе и Иисусе. Утверждения, что Коран, в основном, заимствован из Библии, конечно ошибочны. В действительности, даже исследователи, придерживающиеся теории о заимствовании, подобно Филиппу Хитти торопятся добавить, что «сходство не гарантирует заимствования или цитирования». Или что он не был лишь копировщиком и подражателем. Они подразумевают, что Мухаммад, (мир ему), полностью освоил Библию и, углубившись в неё, чрезмерно отредактировал ее, а затем приписал себе?
     Ричард Белл пытался доказать, что Мухаммад, (мир ему), не знал лично Библию. Кеннет Крагг также утверждает, что «Мухаммад не имел личных контактов с переписчиками Священных писаний любой предшествующей религии. Почти отсутствует то, что дало бы повод утверждениям о целенаправленном цитировании из Заветов». Ослаблению теории о заимствовании способствует также наличие в Коране историй или деталей, отсутствующих в Библии. В частности, в Библии отсутствует описание народов Аъд и Самуд и их пророков Худа и Салиха. Такие детали Корана, как диалог между Авраамом и его отцом и Авраамом и тираном Нимродом не имеют параллелей в Библии и др.

 
ТЕОРИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ


     Мы уже останавливались на утверждении Корана о невозможности создания людьми чего-либо подобного ему. В свете современных научных данных, полный анализ содержания Корана подтверждает это утверждение. Оно также подкрепляется изумительным порядком Корана. Пишет Г. Миллер: «Что касается количества чудес и удивительных конструктивных особенностей Корана, то мы видим их изобилие, а самое главное, необходимость. В противном случае это могло бы быть неправильно». Сравнение между Кораном и Библией в свете современной науки можно рассмотреть в следующих областях: творение мира и его стадии, дату сотворения Земли и дату появления человека на Земле, описание наводнений и др.


1) Библия в Бытии 1:3-5 утверждает, что день и ночь были сотворены в первый день. Свет, циркулирующий во Вселенной, является результатом различных реакций в звездах, которые, в соответствии с Библией, были созданы лишь на 4-й день. Как пишет Мауририк Букайль в своей книге «Библия, Коран и наука: изучение священных писаний в свете современных знаний»: «Нелогично упоминать результат (свет) в первый день, когда причина света была создана 3 дня спустя». Более того, существование утра и вечера как элементов одного дня мыслимо только после создания Земли и ее вращения в свете собственной звезды - Солнца!» В Коране нет таких непоследовательных утверждений.


2) В Бытии 1:9—13 находим, что «растительность, плоды, фруктовые деревья были созданы в 3-й день». «Как могли высокосложные овощи с их семенным воспроизводством появиться перед появлением Солнца (по Бытию оно не появляется вплоть до 4-го дня), а также представление о чередовании ночей». (Тот же автор). И вновь в Коране нет таких утверждений. 3) По Бытию 1:14—19 на 4-й день появились Солнце, Луна и звезды. «Как мы знаем. Земля и Луна произошли от Солнца. То, что время сотворения Луны и Солнца происходит после сотворения Земли противоречит наиболее основательным исследованиям об эволюции солнечной системы». (Тот же автор). В своей книге Букайль продолжает перечислять непоследовательные утверждения Библии. Творение Вселенной заняло по Библии 6 дней. Продолжительность каждого дня, очевидно, 24 часа. Коран также упоминает 6 дней, но использует арабское слово «аууаати» — множественное число от «уаит». Это слово может обозначать как 24 часовой день, так и продолжительный промежуток времени. В главе 32 аята Корана говорится, что Всевышний создал небеса и Землю за 6 дней, но следующий аят уточняет, что продолжительность этого дня равна - тысячам лет по нашему счету. Также Коран отвергает идею усталости Бога от творения (50:38). Коранические аяты о создании небес и Земли: 79:27—33, 21:11, 2:29, 23:17, 71:15—16, 78:12—, 32:4, 50:38 и 25:59. О формировании Вселенной приведем 21:30: «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?» В суре 41 аята II Коран говорит: «Потом утвердился Он к небесам, а они были дымом — и сказал им и земле...»

 
НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ


     Когда данные, определяемые Кораном, противоречат современным данным науки, можно ясно выделить несколько моментов.


1) Как объясняется в Коране (41:9— 12), формирование небесных тел и Земли происходило в 2 периода. Рассмотрим Солнце и его подпродукт — Землю. Наука утверждает, что их формирование проходило через процесс конденсации первоначального вещества, а затем его разделения. Коран очень точно выражает процессы смещения и последующего разделения, начавшиеся в небесном «дыме». Следовательно, существует точное соответствие между фактами науки и Кораном.


2) Наука показывает, что обе стадии формирования звезд (подобно Солнцу) и их спутников (подобно Земле) непрерывно связаны. Эта связь очевидна, конечно, для исследователей Корана.


3) Существование на ранней стадии формирования «дыма», упоминаемого в Коране, означает наличие газовой среды в материале, составляющем его, что ясно соответствует концепции о первоначальном веществе, выдвинутой современной наукой.


4) Количество небес, выраженное в Коране цифрой 7, подтверждается современной наукой, следующей за исследованиями астрофизики галактических систем.


5) Существование промежуточных творений между «небесами» и «землей», описанное в Коране, сравнивается с исследованиями связей материи, представляемых противоположными астрономическими системами. (М. Букайль) Вопрос состоит в том, как мог Мухаммад,
(мир ему), живя в Аравийской пустыне 14 веков назад, написать библейское описание так развернуто, при этом умудрившись исключить все научно неточные законы и по собственной инициативе прибавить другие законы, которые наука лишь недавно сумела проверить???
     Другая большая область для сравнения - данные о появлении человека на Земле. Используя генеалогические данные глав 1, 5, 11, 21, 25 Бытия, можно сделать вывод, что Авраам родился на 1948 лет позже сотворения Адама (г-м). Время, разделявшее Авраама и Иисуса (мир ему) - 1800 лет, но время от Иисуса до Адама - 5800 лет. Эта оценка бесспорно ошибочна.


     Существует достаточно раскопок, антропологических и археологических доказательств о том, что даты лет у первых людей были на Земле в десятках тысяч лет. Поэтому численные данные в Бытии несовместимы с твердыми представлениями фактов современной науки. Коран не упоминает никаких этих данных, благодаря чему не встает даже проблема о несоразмерности. Библейское описание потопа (главы 6, 7, 8 в Бытии) утверждают, что потоп был всеобщим и уничтожил всю жизнь на Земле. Описание предполагает, что это событие произошло на 1656 году после сотворения Адама или за 292 года до рождения Авраама. Эти описания не соответствуют современным научным данным, т. к. если бы потоп уничтожил все человечество, то было бы невозможно для Авраама, который пришел через 3 столетия, найти человечество, которое уже разделилось на различные сообщество, тем более если это человечество пошло от 3 сыновей Нуха и их жен. Более того, и Авраам помещен в период 1800—1850 гг. до нашей эры, и если бы потоп имел место, как упоминается в Бытии, то он должен был бы быть помещен где-то в 21 или в 22 век до нашей эры. Но современная историческая наука утверждает, что в этот момент существовали цивилизации в различных частях мира, и мы имеем их останки как доказательств их существования. В Египте, например, это был период, предшествовавший Среднему Царству (2100 годы до нашей эры), как промежуточный перед Одиннадцатой династией. В Вавилонии это была Третья династия Ура. Можно с определенностью утверждать, что каких-то переломов в истории этих государств в тот период не было. Таким образом, этот период не был временем всеобщего разрушения, как это описывается в Библии.
     Кораническая версия потопа не дает подобных данных. Во-вторых, Коран показывает, что в ковчеге было больше людей, чем семья Нуха. В действительности даже сын Нуха не находился в Ковчеге (11:40, 11:42, Коран). Коран не утверждает, что потоп был всемирным, а открыто показывает, что он был локальным. И рассматриваемая точка зрения такова, что единственно достоверным документом является Библия. Если бы Мухаммад, (мир ему), следовал в своих проповедях Библии, то он скопировал бы и ошибки. Но Коран исправил библейскую историю задолго до научных исследований.


     Сравнительно большой интерес вызывает отсутствие в Библии каких-либо сведений о теле Фараона после его смерти. (Ексодус, 14:23, 14:28-29). Эта деталь встречается в Псалмах (106:13, 15:158, Коран:10:92). Коран имеет понятное описание, что стало с телом: «И сегодня Мы спасаем тебя с твоим телом, чтобы ты был знамением для тех, кто за тобой. Поистине, многие из людей Нашими знамениями небрегут!» Удивительное в том, что Коран пересказывался Пророком, (мир ему), людям в то время, когда все фараоны были в могилах в пирамидах на противоположной стороне Нила. Как в то время, так и вплоть до 19 века было ничего неизвестно о них, пока они не были найдены. Как утверждает Коран, тело фараона фактически было спасено. Теперь посетители могут увидеть тело Фараона в Королевской музейной комнате - Египетского музея в Каире.


     Еще одной областью сравнения может быть генеалогия Иисуса. Две генеалогии, рассмотренные в Евангелии от Матфея и от Луки дают повод для сравнения и проверки их истинности. Каждый должен сразу заметить, что мужская линия совершенно неуместна для Иисуса. Таким образом, генеалогия Иисуса является генеалогией Марии. В Коране Иисус всегда называется как «сын Марии» (мир им). В Коране он имеет действительную генеалогию в Линии Нуха, Авраама и Имрана - отца Марии (3:33-34): «Поистине, Бог избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана пред мирами, как потомство одних от других». Ошибки, содержащиеся в Библии относительно предков Иисуса, отсутствуют в Коране. Кроме того, Коран имеет огромное количество информации, не содержащейся в Библии. В Коране содержатся сотни законов, но ни одно из утверждений Корана не является ложным, и это действительно изумляет.