ИЗМЕНИТЬ ПОРИЦАЕМОЕ-ФАРД

 

Изменение порицаемого – обязанность мусульманина


Слова Корана и Сунны, в которых говорится о грехе умалчивании при порицаемых явлениях и занятии неправильной позиции в отношении них, -   правителями или подданными – оставляют неизгладимое впечатление в сердце каждого в ком есть частичка веры.

Коран говорит: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Сура Трапеза, аят 78-79).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорит: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры» (Муслим).

Ошибкой является предположение, что порицаемое ограничивается на смуте, прелюбодеянии, распитии алкоголя и тому подобных вещах.

Поистине, пренебрежение честью народа – порицаемо! Фальсификация выборов – порицаемо! Игнорирование выборов без изъявления своего свидетельства – порицаемо! Ведь в этом есть проявление сокрытия своего свидетельства. Наделение властью недостойного – порицаемо! Хищение общественного имущества – порицаемо! Монополия и взвинчивание цен на товары первой необходимости человека и общества – порицаемо! Тюремное заключение людей, которые не совершили преступление, доказанное  справедливым судом, – порицаемо! Пытки людей в местах заключения и содержания – порицаемо! Дача, получение и посредничество на взятках – порицаемо! Заискивания ложью и пускание дыма с целью обмана правителями – порицаемо!  Дружба с врагами Аллаха и уммы и оставление благожелательного отношения к верующим – порицаемо!

Таким образом круг порицаемых явлений может увеличиваться и увеличиваться, чтобы включить многое, что считается в глазах людей проблемами решаемыми политикой.

Может ли мусульманин, скрупулезный к своей религией,  стремящийся к довольству своего Господа – молчать? Или бежать, отступая с поля от подобного рода порицаемых явлений – испугавшись, проявив слабоволие, предпочтя покой?

Если подобный дух распространится в умме, то ее посланническая миссия не будет ничего стоить, можно постановить о ее гибели, ибо она станет другой уммой, а не той которую описал Аллах в своих словах: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от порицаемого и веруя в Аллаха» (Сура Семейство Имрана, аят 110). 

Нет ничего удивительного, в том, что имеется пророческое предостережение умме о такой позиции, где он сказал: «Если ты увидишь, что моя умма боится сказать тирану – о, притеснитель, - то она отстранилась от них» (Ахмад), т.е. она стала не жизнеспособной.

Поистине, образцовый мусульманин, соответствующий своей вере, не должен занимать отстранённую позицию относительно порицаемого, в какой бы области он не специализировался – в политической, экономической, общественной, культурной. Напротив, ему необходимо давать отпор этому и действовать по изменению порицаемого – если может рукой, если нет, то языком и разъяснениями. Если и языком не способен изменить, то должен перейти к последней и низшей стадии – это изменение порицаемого сердцем, и как сказано об этом в хадисе – это самое «слабое проявление веры».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, назвал последнюю стадию попыткой изменения, потому что в этом проявление духовного и морального несогласия с порицаемым явлением, теми кто так поступает и оправдывает. Такое выражение не является бесполезным, как ошибочно полагают некоторые, иначе пророк, мир ему и благословение, не назвал бы это одним из средств изменения.

Это мобилизация несогласия с порицаемым явлением должна всегда присутствовать в душе, чувствах и совести. Этим надо дышать каждый день, внося свой положительный вклад. В итоге оно перерастет во всеобщую революцию или взрыв, который сметет все и не даст вновь появиться. Согласно физическому закону установленному Аллахом – сила рождает противодействие!

Если этот хадис называет такую позицию «изменением сердцем», то другие пророческие хадисы называют её «джихадом сердца», являющейся последней степенью джихада, также как это является и последней степенью веры и самым слабым её проявлением. Имам Муслим привел хадис от Ибн Масуда который передал его от пророка, мир ему и благословение: «Какого бы не отправлял Аллах пророка до меня, Он давал ему в своей умме апостолов и сподвижников, которые следовали его Сунне, следовали его велениям. Но затем умму возглавляли правители, которые говорили то, чего сами не совершали и совершали то, чего не было велено совершать. Тот, кто будет бороться с ними рукой – тот верующий! Тот, кто будет бороться с ними языком – тот верующий! Тот, кто будет бороться с ними сердцем – тот верующий! И нет за этим больше проявления веры даже в размер горчичного зерна».


Шейх Юсуф Карадави - "Понимание государства в исламе"