ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА

Как известно, экономика – это стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного производства, распределения, товародвижения и потребления материальных благ. 

Процесс глобализации с каждым годом заставляет людей с самыми разными культурными ценностями и представлениями о мире все теснее взаимодействовать друг с другом. Для нахождения общего языка не обойтись без взаимного уважения, основанного на глубоком знании соседствующих на земном шаре культур, традиций, религиозных и исторических предпосылках, характерных для той или иной нации или народа. Исторически в мире сложились различные экономические системы, курсу которых следуют разные страны: японская, американская, шведская экономические модели. 

С середины прошлого века, на мировую арену все энергичнее и активнее стала выдвигаться альтернативная модель развития экономической деятельности предложенная мусульманами. Речь идет об одном их самых многочисленных мировых сообществ, объединенных общей религией ислам. По данным "The World factbook 2004", мусульмане составляют до 1/5 мирового населения. Главным сводом правил и предписаний, придерживаться которых должен каждый правоверный мусульманин, является шариат, основанный на Коране и Сунне – основах Ислама. Шариат обязывает не только соблюдать многочисленные религиозные традиции и ритуалы, руководствоваться определенными принципами в повседневной жизни, но также и предъявляет определенные требования к сфере финансов и ведению бизнеса. 

В словах Аллаха и проповедях Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Всевышнего), неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сформулированные исламом предписания для этой сферы человеческой активности представляют собой часть ислама, его этической доктрины, что нашло отражение в своде законов мусульманского права (фикх), где дается кодифицированное их изложение, или если проще, исламская модель экономики. О чем речь? Говоря об исламской экономической модели, мы, разумеется, отдаем себе отчет, что экономика, как, скажем, и физика, не может быть исламской, христианской, иудаистской или буддистской. Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой: деньги – товар – деньги. 

Свои особенности 

Отметим семь следующих характерных черт исламской экономики: 

1. Деньги не ссужаются под процент. Нагляден один пример: когда Банк Японии выдавал ссуды банкам при нулевой ставке процента (иногда повышая ее лишь до 0,5%) этот опыт принято было расценивать как отрицательный, но только до тех пор, пока и американская финансовая система не пошла по тому же пути. 

2. Стабильность. Исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов. В мировой же финансовой системе в целом лишь 20-я часть денежной массы подкреплена реальными активами, 95% всех денежных трансакций не относится к коммерческим сделкам, они являются чисто спекулятивными. Что мы можем видеть в сегодняшнем мировом рынке, где из-за этого разразился финансовый кризис.

 3. Равномерное кредитование всех отраслей экономики с акцентом на те отрасли, которые производят товары первой необходимости и базисные услуги. 

4. Предпочтение долгосрочному финансированию при принятии инвестиционных решений, особенно при участии в уставном капитале других предприятий. 

5. Содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике. 

6. Социальная ответственность и благотворительность как обязательные условия деятельности исламских финансовых институтов. 

7. Жизнеспособность. Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг. 

А как у других? 

В каждой стране существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Предлагаем к рассмотрению наиболее известные из них. 

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. 

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. 

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры — на государство. 

В принципе ислам ратует за многие положения в изложенных системах, прибавляя к нему еще и Божественную составляющую, выражающуюся в побуждении добиваться довольства Всевышнего Аллаха посредством экономической деятельности. Этот главный элемент мировоззрения Корана отсутствует во всех остальных экономических системах, имеющих строго материалистическую направленность, стремление к наживе. 

Заключение 

Исламская экономическая модель находится в настоящее время в процессе знакомства. Каждый год в крупнейших городах мира, Лондоне, Нью-Йорке, Москве, проходят научно-практические конференции, где мир знакомится с экономической моделью последнего Откровения. Есть ее сторонники и противники, но безусловно одно – многие высказывают мнения в пользу применения исламских институтов в жизни общества, как средство оздоровления национальной экономики.