ЕВРЕЙ ИСЛАМА

     Не арабский еврей, заметьте, ведь это понятие имеет не больше смысла, чем, скажем, славянский, балтийский или европейский еврей, а еврей Ислама. Это не только потому, что в жилах моей семьи течет кровь людей, живших в Ираке, Сирии, Марокко, Тунисе и Турции, и не потому, что в возглавляемой мной общине есть выходцы из Бахрейна или Индонезии.


     Это правда, что мой ай-под (I-pod) забит песнями Абдуль-Ваххаба, Сабаха Фахри и Фарида аль-Атраша, и что иудейские песнопения широко заимствуют из исламской, суфийской и арабской поп-музыки. Однако связь здесь гораздо более глубокая. Я еврей в Исламе потому, что Иудаизм под правлением Полумесяца взял несколько иной курс, чем под правлением Креста. 

     Евреи в Исламе, хоть и названные в Договоре Умара «зиммии», то есть «опекаемые», никогда не чувствовали такой ненависти по отношению к себе, такого антисемитизма и преследований, которые стали их «хлебом насущным» в христианском мире. Их не считали убийцами Бога, и им не приходилось защищать свою религию в публичных спорах. Их не исключали из общества исламского государства по религиозному признаку, как это происходило в Англии, Франции и католической Испании. 

     Как правило, Ислам всегда был гораздо менее фанатичным, чем Христианство. Количество начатых войн, жизней, загубленных людьми, считающими себя последователями человека, который сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте тех, кто проклинает вас… И если кто-то вас ударит по правой щеке, подставьте ему и другую», просто поражает. И это насилие было направлено не только против других монотеистических «язычников», таких как мусульмане и иудеи, но также против христиан, отклонившихся, как кому-то показалось, в ересь. 

     Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и Инквизиция – лишь немногие примеры. Последняя, основанная последователями святого Франциска Ассизского, доброй души, проповедовавшей птичкам: «…мои маленькие сестры, всегда учитесь восхвалять Господа», была нацелена не на иудеев, а на христиан-еретиков и новообращенных. Делала она свое дело с такой жестокостью и зверством, в Старом Свете и Новом, что пытки Абу Грейба по сравнению с ней просто тускнеют. 

     Так называемая западная цивилизация возникла из долгой истории религиозно нетерпимости. Столь пышно встреченная декларация «Nostra Aetate» была выпущена лишь в 1965, для исторической перспективы это какие-то минуты назад. 

     Далее, хотя она и благосклонно оправдывает большинство иудеев в грехе убийства Иисуса и призывает к миру и религиозной терпимости, она подчеркивает, что Христос – единственный истинный бог, и что мы должны способствовать дружбе, чтобы привести все человечество к вере в него. Также в ней признается, что раньше имели место «некоторые ссоры» между Церковью и мусульманами, однако в декларации людей призвали забыть прошлое и начать все с чистого листа. Папа наверняка не слышал слов Сантаяны: «Те, кто не помнит прошлое, обречены его повторить». 

     Гораздо большая терпимость выражена в обращении вождя индейцев Сагоеваты к христианским миссионерам в 1805 г.: «Брат, ты говоришь, есть единственный способ поклоняться и служить Великому Духу. Если религия одна, то почему тогда у вас, белых, столько разногласий по этому поводу? Почему бы всем не прийти к согласию, ведь вы все можете читать книгу? Брат, мы не хотим разрушить твою религию или забрать ее у тебя. Все что мы хотим – наслаждаться нашей собственной». 

     Оглядываясь назад, нам следует задаться вопросом, что случилось с сбалансированной и просвещенной исламской цивилизацией? Почему, когда Гарольд Блум пишет предисловие к «Украшению мира» Менокала, во всем мире не видно ни одного мусульманина-андалузийца? 

     Часть ответа на этот вопрос – когда Запад и Восток встретились в современности, это был поединок, вдохновленный высокомерием, религиозным рвением и жадностью. Колонизаторские и империалистские силы смотрели на коренных жителей свысока и не удосужились понять их, миссионеры пытались «спасти» потерянные души - цель, оправдывающая все средства, и награбленное в восточном и африканском мире было поделено между «культурно превосходящими» завоевателями. 

     Удивительно ли, что националистические и религиозные силы, в конце концов, бросились в атаку, чтобы противодействовать этому захвату? 

      Когда мы говорим о религии, проблемой современного мира является не Ислам, а недалекие фанатики. На сегодняшний момент их много среди мусульман, но в известной степени это то же религиозное рвение, которое и в нашей стране, декларирующей разделение церкви и государства, препятствует исследованиям в области стволовых клеток, борется со сторонниками свободной выбора и дискриминирует те или иные группы граждан. 

     Противоядие фанатизму – поддержка и содействие мусульманам - сторонникам умеренности, возвращение славы Андалузии, Кордовы и Гранады, подготовка имамов и толкователей Корана, которые готовы дать адекватные ответы изменяющемуся времени, одновременно обучая жителей Запада Исламу. 

     Настало время для открытого диалога, не такого, когда один поучает остальных по-своему, а когда конфликты разрешаются путем черпания мудрости из культуры соседа. Это тяжелый и долгий путь, но история – долгожитель с хорошей памятью. Она не устает ждать. Нам не надо строить мост к Исламу, нужно просто пустить движение по уже существующему издревле.


Хаим Овадиа – раввин общины Кахала Йозефа (Джозефа) в Лос-Анджелесе (Калифорния, США)
The Jewish Journal of Los Angeles

Немного примеров:


782 г.
Верден [Германия]. Карл Великий приказывает обезглавить 4500 саксонцев, отказавшихся принять Христианство.
989-990 гг.
"Святой князь Владимир" в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение "Церковного Устава св. Владимира", где предписывалось сожжение волхвов.
1018 г.
Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1022 г.
В Орлеане были сожжены десять катаров, преданных своими учениками; среди них были духовник короля Роберта I Этьен, схоластик Лизой и капеллан Гериберт.
1239 г.
В Монт-Эме, близ Шалона на Марне инквизитор Робер Ле Бугр сжег 182 катара.
1252 г.
Булла Иннокентия IV „ad exstirpenda“ (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания.
1570 г.
Рим. Инквизиция сжигает на костре итальянского реформатора и поэта Антона Делла Паглиа [Anton Della Paglia].
1622 г.
Германия, Гейдельберг. По приказу католической церкви вывезены все книги из библиотеки Гейдельбергского университета в Рим.
1633 г.
Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея.
1169 г.
"Святой князь Андрей Боголюбский" сжег Киев.
1227 г.
Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: "Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели".
1250 г.
"Святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).
1327 г.
Италия, Флоренция. Инквизиция обвиняет в колдовстве и отправляет на костер Чекко Асколи (Франческо Стабили) – известного итальянского врача, физика, математика и астролога.
1375 г.
Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
1462 г.
Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1484 г.
Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек.
1485 г.
Пьемонт. Сожжена 41 ведьма.
1504 г.
По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде – Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1553 г.
Женева. По доносу Кальвина был арестован инквизицией, а потом сожжен выдающийся испанский мыслитель, врач и ученый Мигель Сервет.
1551 г.
Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1554 г.
Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1568 г.
По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1588-1589 г.
В 1584 г. на престол вступил крайне благочестивый государь Фёдор Иоаннович. В 1586 г. русскую церковь возглавил некто Иов (причислен к лику святых), в одном из своих сочинений одобривший казни языческих жрецов. Насколько можно судить по дошедшим источникам, во времена Иова сожжения стали обычной казнью. Английский посланник Флетчер, живший в Москве с 25.11.1588 по 6.05.1589, описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец:
…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.
Достоверность сообщения Флетчера подтверждается описанием способа казни – сожжением в срубе, часто упоминаемым в русских документах XVII в., но необычным для других стран. Если за полгода только в Москве Флетчер успел стать свидетелем сожжения двух человек, то есть основания для предположения, что таких сожжений было значительно больше.
1601-1603 гг.
Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1600 г.
Сожжен на костре инквизиции великий итальянский ученый-просветитель Джордано Бруно. Не за утверждение, что земля круглая, а за пропаганду идей полигенизма. О некоторых человеческих расах он писал: «Эти из „новой земли“ вовсе не составляют часть человеческого рода, ибо они не люди, хотя и очень похожи на них своими членами, фигурой и мозгами». «… Ни один разумный человек не выведет эфиопов из той же протоплазмы, что и евреев».
1616 г.
Церковь запрещает труды астронома Николая Коперника.
1619 г.
Тулуз. По приказу церкви сожжен итальянский философ Луцилио Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым. В своих «Диалогах» Ванини напомнил о древних гипотезах о естественном происхождении человека и утверждениях атеистов, будто эфиопы произошли от обезьян, будто первые люди ходили на четвереньках, как животные, и будто в природе существует своего рода иерархия существ, от низших до высших.
1640 г.
Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».
1654-1659 гг.
Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казане – 30 человек
В Киеве – стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г.
После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек
1682 г.
В деревянном срубе сожжены:
протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний